Олег РЫБИН,
Главный архитектор Нижнего Новгорода и Нижегородской области в 2002-2011 годах:

"Строить на Гребном канале жильё при очевидном дефиците объектов спорта – это по меньшей мере странно!"

29.01.2025 10:06

Планы по возведению на Гребном канале нового ЖК продолжают «продвигаться». В минувшие выходные завершились общественные обсуждения изменений в генплан Нижнего Новгорода, которые делают возможной реализацию данного проекта (рекреационную зону предполагается сменить на зону жилой застройки). Обсуждения шли в дистанционном формате. И пока они шли, известный архитектор Олег Рыбин (в 2002-2011 годах он был главным архитектором Нижнего Новгорода и Нижегородской области) обратился к их организаторам с письмом о недопустимости столь «грубого» нарушения стратегических основ генплана. «Говорит Нижний» попросил Олега Васильевича аргументировать свою позицию – заодно мы пообщались с ним и о других метаморфозах, которые могут случиться на Гребном канале.

— Олег Васильевич, почему на Гребном канале неуместна жилая застройка? Ведь эта локация считается депрессивной – и ее планируется освоить не «точечно», а комплексно,  применив инструмент КРТ (комплексного развития территории). Чем же это плохо?

— Если городу не нужны спортивные сооружения — корты, футбольные поля, площадки, залы… Если не смущает, что это зона подтопления, влияния полей фильтрации очистных, экологически важная для биоразнообразия  территория… Если обо всем этом «забыть», то можно построить жилой район на «пустой депрессивной территории».

Эскизный проект жилой застройки на Гребном канале

Строить в специализированной спортивной зоне общегородского значения квадратные метры коммерческой жилой недвижимости, при очевидном дефиците объектов физкультуры и спорта, — это по меньшей мере странно! На самом высоком уровне отмечено, что спорт является «безусловным государственным приоритетом», ставится задача вовлечь в занятия спортом к 2030 году 70% россиян.

А КРТ — это не «индульгенция» на строительство чего угодно и где угодно. Это всего лишь инструмент адекватной реализации положений Генерального плана города.

 — Но ведь генплан – «живой организм», его можно, а в некоторых случаях – просто необходимо менять. Разве нет?

— Генплан, конечно, может быть изменён в отдельных случаях. Но при этом не должны быть разрушены его фундаментальные положения и принципы организации общей планировочной структуры!

— Если там все-таки будет запланирован и согласован жилой комплекс, возможно ли решение транспортной проблемы? Строительство новых подъездов сверху? Дублера дороги по слободе Подновье? Новых развязок? Комплекс этих и других мер позволит избежать транспортного кризиса?

— Это ключевой вопрос! Пока что декларируется лишь расширение дороги до четырёх полос на всём протяжении от «Восточного обхода» до Нижне-Волжской набережной. Уже сегодня на Гребной канал направлен транспорт с Кстовского округа и с улицы Родионова — через улицу Лысогорскую. Транспортный поток собираётся на перекрёстке набережной Гребного канала, Нижне-Волжской набережной, Казанского и Георгиевского съездов. Если будет построен «Восточный обход», это только усугубит ситуацию!

Как избежать коллапса в случае строительства нового ЖК?  Может быть, решения по всему комплексу транспортных вопросов уже есть? И региональные минград и минтранс уже согласовали проект реконструкции развязки на этом перекрёстке? И новые подъезды сверху, и дублёры с развязками? Хотелось бы увидеть и услышать мнения экспертов по данной теме!

Кстати, такие же вопросы возникают и по улице Черниговской. Как будет организован въезд/выезд с перекрёстка улиц Черниговская, Рождественская, Нижне-Вожская набережная, Похвалинский съезд?

Пока что планы и решения по этим локациям похожи на создание искусственных транспортных тупиков…

Вызывает опасение ещё один очень важный момент. Много лет поднимается тема «вылетных магистралей» по берегам Волги и Оки. Это тоже принципиальное положение всех генпланов города: транспортные вопросы решаются «на горе», путем создания дублёров проспекта Гагарина и улицы Родионова. Нельзя отрезать город от рек «транзитами», уничтожая природные ландшафты парка «Швейцария» и набережной Гребного канала. Это будет невосполнимой утратой рекреаций общегородского значения.

— А как, на Ваш взгляд, должна развиваться территория вдоль Гребного канала? Появление каких объектов уместно (если уместно) на ней?

— Отвечая на вопрос, что можно строить на Гребном канале, вначале выскажу соображения о том, что нежелательно. В 2009 году готовилась «Заявочная Книга ЧМ-2018». В рамках этой работы мы — Харитонов В.В., Бодриевский А.В., Рыбин О.В.- сопровождали группу экспертов ФИФА (шесть архитекторов из разных стран), выбирая место для размещения стадиона.

Эксперты выбрали Гребной канал!

Мы доложили о сложностях этого участка: необходимость берегоукрепления и гидросооружений, транспортная удалённость и отсутствие инженерных сетей, не менее важный аспект «жизни стадиона» после чемпионата… В итоге, уже в 2011 году, место сменили.

На мой взгляд, этой территории противопоказаны крупные объекты монофункционального назначения. Размещение множества небольших объектов рекреационно-спортивно-досугового назначения, создающих многофункциональную среду, считаю более уместным. Они, растворяясь в пространстве, окажут меньшую нагрузку на уникальную природную среду этого района. Энергообеспечение таких объектов — на основе высокотехнологичных инженерных решений — не требует прокладки традиционных сетей, что также снижает нагрузку на природный комплекс.

Кроме этого, «малые» объекты более устойчивы к меняющимся условиям спроса/предложения, а при своевременной реконцепции/реконструкции жизнеспособность их повышается в разы и служит залогом устойчивого развития и стабильности всего комплекса. Это крайне важно, поскольку деградация таких территорий — процесс болезненный во всех отношениях…

— Ранее мы уже рассказывали о планах построить на Гребном канале (в районе лукойловской заправки) высотную гостиницу, специально для этого была изменена зона охраны Печерского монастыря и Соборной мечети. Уместен ли на этой территории отель-небоскреб?

— В 2008 году примерно на этом земельном участке был спроектирован отель «Кемпински». Площадь участка была вдвое больше — «Парк Победы» хотели тогда перенести на Стрелку.

Отель «Кемпински» также планировали сделать высотным. Но на градостроительном совете при губернаторе Нижегородской области было принято решение о существенном снижении этажности и доработке архитектурного решения с целью создания более пластичных, природных форм и силуэта.

Полагаю, что такие аргументы вполне обоснованы и сегодня. Исторические панорамы Печёрского монастыря ещё не утратили степеней защиты — и размещение высотных объектов может весьма негативно повлиять на восприятие этих панорам, особенно с дальних, в том числе и фарватерных, точек восприятия! По меньшей мере, необходим визуально-ландшафтный анализ для оценки влияния новой застройки на исторические панорамы.

Эскизный проект высотного отеля на Гребном канале

Стоит добавить, что «Парк Победы» существует в прежних границах, а возможно и будет развиваться. В связи с этим размещение рядом с ним любых строений должно быть максимально тактично, а при сомнении и исключаться.

— Как Вы относитесь к идее построить новый Оперный театр на Гребном канале?

— Учитывая вышеизложенное, размещение Оперного театра на Гребном канале, на мой взгляд, неприемлемо — ни параметрически (а отметку сценической коробки понизить невозможно), ни функционально!

Участок под здание нового Оперного театра

В заключение хочу сказать, что ни в коем случае не призываю «держаться старых подходов» — и тем более не призываю к «заморозке» существующего положения. Новое неизбежно! Но изменения и обновления требуют более развёрнутых и подробных обоснований.

Назрела необходимость «собрать» общую картину планируемых преобразований района Гребного канала, понять взаимодействие всех проектов, а не предъявлять их по отдельности. Рассчитать совокупную нагрузку на транспортную и инженерную инфраструктуру всего этого района, влияние на природные и исторические особенности, представить, не побоюсь этих слов, пропорции и отношения!

Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области

От редакции
Гребной канал – это не единственна локация, где могут произойти неоднозначные, так скажем, преобразования. В связи с этим «Говорит Нижний» планирует несколько материалов, в которых Олег Рыбин прокомментирует возможные изменения. В следующий раз мы поговорим о Почаинском овраге и о территории, которая его окружает.  

     

Автор публикации

Публикации: 10421

Читайте также

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".