Социальные «урезания» и аппаратные траты: что не так с проектом бюджета Нижегородской области на 2024 год

12.12.2023 8:00

Проект областного бюджета-2024 прошел публичные слушания (на которых, напомним, онлайн выступала только министр финансов Ольга Сулима) и был одобрен заксобранием в первом чтении. Критики со стороны депутатов, расходы на которых увеличатся, не было. Напротив, вслед за чиновниками региона они похвалили законопроект и назвали его социально ориентированным. Но стоит сравнить этот финансовый документ с бюджетом-2023 (в том виде, в котором он был принят год назад, то есть до последующих корректировок) – и возникнут, мягко говоря, недоумения. По целому ряду важных социальных статей в 2024 году предусмотрено сокращение расходов, а некоторые сомнительные траты, напротив, увеличены. Пока закон об областном бюджете-2024 не принят окончательно (второе чтение должно состояться на следующей неделе), мы решили поделиться с читателями своими наблюдениями.

Странные сокращения

*На борьбу с онкологическими заболеваниями в бюджете-2023 было заложено 125 млн рублей. В проекте бюджета-2024 на эти цели предусмотрен всего 101 миллион.
Здесь стоит вспомнить, что в ноябре депутаты Госдумы отказались выделять 12 млрд рублей из федерального бюджета на строительство онкоцентра в Нижнем Новгороде. При этом статистические отчеты настораживают: если смертность от злокачественных новообразований в регионе снижается, то количество заболеваний растет с каждым годом на протяжении последних десяти лет. Так, в 2020 году в Нижегородской области, согласно официальной статистике, насчитывалось 462 заболевших злокачественными новообразованиями на 100 тысяч населения, в 2021 году – 519 заболевших, в 2022 году – 564 заболевших.

*На региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в бюджете-2023 было заложено 578,1 млн рублей. Из этих денег 366 млн рублей было предусмотрено на профилактику данных заболеваний у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении.
В проекте бюджета-2024 этот жизненно важный региональный проект подешевел до 340,5 млн рублей. На соответствующую профилактику предусмотрено всего 14,6 млн рублей. 
При этом именно болезни системы кровообращения из года в год лидируют среди причин естественных летальных исходов в регионе. Так, в 2022 году их доля в структуре смертности нижегородцев из-за каких-либо болезней выросла и достигла 52,9%.

Фото: пресс-служба областного правительства

*На региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в 2023 году закладывалось 170 млн рублей. В принимаемом бюджете-2024 региональный проект подешевел до 99,2 млн рублей.

*Проведение массового обследования новорожденных на врожденные и наследственные заболевания было профинансировано в 2023 году в размере 63,2 млн рублей (основная доля приходилась на федеральный бюджет). В проекте бюджета-2024 на эту статью заложено 15,1 млн рублей (остались только средства региона).

*На создание первичного звена в здравоохранении в 2023 году было заложено 3 млрд рублей (тогда это была региональная программа). В принимаемом бюджете-2024 на данные цели предусмотрено чуть более 1 млрд рублей (сейчас это региональный проект).  

*На выплаты учителям, переехавшим в сельские населенные пункты (в рамках федерального проекта «Современная школа»), в бюджете-2023 было предусмотрено 5 млн рублей. В бюджете-2024 заложено 4 миллиона.

* Государственная программа «Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области» подешевела с 1,4 млрд рублей до 981,7 млн рублей.

*На государственную поддержку образовательно-производственных центров (кластеров) в бюджете-2023 было заложено 45,4 млн рублей. В 2024 году предусмотрено сокращение до 30 млн.

*Расходы на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами снижаются с 58 млн рублей до 2,5 млн. В целом подпрограмма «Старшее поколение», в которую включены данные расходы, подешевела до 167 млн рублей (в бюджете-2023 на нее было заложено 373 млн).

*Расходы на выплату социального пособия на погребение тоже сокращаются – с 50 млн рублей до 38 млн рублей.

*На компенсацию стоимости молочных продуктов для детей первого года жизни по заключению врачей в бюджете-2023 было предусмотрено 207,8 млн рублей. В проекте бюджета-2024 эта статья расходов подешевела до 189,8 млн рублей.

Фото: molokokuh.ru

*Сокращаются некоторые расходы, предусмотренные законом Нижегородской области «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Если на предоставление пособия на ребенка в бюджете-2023 было заложено 138,9 млн рублей, то в проекте бюджета-2024 по этой статье предусмотрено только 97 млн. Расходы на предоставление материнского капитала в рамках областного закона также снижаются – с 170,5 млн рублей до 157,7 млн.

*Расходы на предоставление ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием детей из малоимущих семей сокращаются с 218,8 млн рублей до 161,5 млн.

*Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области» подешевела с 93 млн рублей (2023 год) до 91,6 млн рублей (2024 год).

*Субсидии на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод (в рамках подпрограммы «Оздоровление Волги») сокращаются с 1,5 млн (2023 год) до 1 млн рублей (2024 год).

*Субсидии на модернизацию объектов питьевого водоснабжения (в рамках проекта «Чистая вода») также сокращаются – с 464 млн рублей до 186,9 млн рублей.

*Финансирование государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» сокращается с 2,6 млрд рублей до 1,1 млрд.

*Финансирование государственной программы «Охрана окружающей среды» сокращается с 2,6 млрд рублей до 1,5 млрд.

*На развитие системы обращения с отходами и обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений в бюджете-2023 было заложено 2,1 млрд рублей. На 2024 год закладывается только 1,2 млрд.

*Сокращается финансирование государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области» – с 10 млрд рулей до 8,6 млрд.

*Сокращается финансирование государственной программы «Развитие транспортной системы Нижегородской области» – с 33,2 млрд (2023 год) до 29,9 млрд (2024 год).

*Сокращается финансирование подпрограммы «Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области» – с 497 млн рублей до 63 млн.

*На комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками финансирование сокращается с 9.5 млн до 4.9 млн рублей.

Стоит сказать, что это не все сокращения, предусмотренные в проекте областного бюджета -2024. Мы перечислили лишь те финансовые «урезания», которые в свете инфляционных процессов кажутся нам нелогичными и неприемлемыми.  

Что исчезло совсем

*На обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и рядом других тяжелых заболеваний (все они были объединены в одну статью расходов) в бюджете-2023 было заложено 9,9 млн рублей. В проекте бюджета-2024 данной статьи нет.
Стоит отметить, что это исчезновение было предусмотрено уже в законе об областном бюджете на 2023 год и на плановые 2024-2025 годы. То есть оно «плановое».
Напомним, что Ева Воронкова, смерть которой получила широкий общественный резонанс, страдала одной из перечисленных в этой статье болезней – муковисцидозом.

*На рецептурные лекарства, медицинские изделия и продукты лечебного питания для детей-инвалидов в бюджете-2023 было заложено 886,6 млн рублей. В проекте бюджета-2024 такой статьи расходов нет.

*Подпрограмма «Развитие информатизации в здравоохранении» была профинансирована в 2023 году в размере 214 млн рублей. В проекте бюджета-2024 ее нет.

*На выявление и профилактику факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний в бюджете-2023 было заложено 31,3 млн рублей. В проекте бюджета-2023 такой статьи расходов нет.

*Исчезла статья «Вакцинопрофилактика», на которую в 2023 году закладывалось 154,6 млн рублей.

*На совершенствование оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами в бюджете-2023 было заложено 1,3 млрд рублей. В проекте бюджета-2023 такой статьи нет.

*Исчезла подпрограмма «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в лабораторных условиях» (в бюджете-2023 на нее было заложено более 4 млрд рублей).

Фото: сайт правительства Нижегородской области

*Если на создание инновационных образовательных программ и современных ресурсных центров в 2003 году было заложено 10 млн рублей, то в бюджете-2004 такой статьи нет.

*В бюджете-2023 существовала важная подпрограмма «Социально-правовая защита детей в Нижегородской области», на которую было заложено 5,5 млн рублей. Она включала в себя такие статьи расходов, как создание условий для личностного роста детей-сирот (547 000 рублей) и формирование среды для социализации воспитанников детских домов (5 млн рублей). В проекте бюджета-2024 такой подпрограммы и таких статей нет.

*На ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов (в рамках проекта «Чистая страна») в бюджете-2023 было заложено 1,5 млрд рублей. В проекте бюджета-2024 такой статьи расходов нет.

*На строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и прочих объектов спорта в бюджете-2023 было заложено 837 млн рублей. В проекте бюджета-2024 такой статьи нет.

*В бюджете-2023 существовала государственная программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области» с финансированием в размере 3 млн рублей. В проекте бюджета-2024 ее нет.

Важный момент: мы не беремся утверждать, что все перечисленные выше направления не будут профинансированы в 2024 году. Возможно, какие-то программы и проекты были переименованы так, что мы не смогли их опознать. Не исключено также, что какие-то конкретные расходы были «растворены» в более общих статьях бюджета (такие метаморфозы имеют место быть, и они вряд ли носят позитивный характер). Мы лишь констатируем факт исчезновения важных целевых программ, проектов и статей в том виде, в котором они существуют в бюджете-2023.

Бе изменений

*Финансирование статьи «поощрение лучших учителей» чиновники решили оставить, несмотря на инфляцию, на уровне 2023 года (6,3 млн).  

*Не изменилось финансирование стратегической инициативы «Кадры будущего для региона» (5 млн рублей).

*Финансирование выплат медицинским работникам, переехавшим на село, остается на уровне 2023 года – это 119,2 млн рублей.

*Создание детям-инвалидам условий для получения качественного образования финансируется на прежнем уровне – в размере 3,4 млн рублей.

*На реализацию концепции сопровождения людей с ментальными нарушениями предусмотрена сумма 2023 года – 26,1 млн рублей.

«На региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» закладывается все та же сумма – 156.5 млн рублей.

*Без изменений остается сумма расходов на приобретение автобусов для пассажирских предприятий Нижегородской области – 1 млрд рублей.  Как раз в эти морозные декабрьские дни достаточно подождать автобуса на остановке общественного транспорта, чтобы понять, что эту сумму необходимо существенно увеличить.

Фото: ИА «Говорит Нижний»

*Субсидии на проведение ремонта дворовых территорий в муниципальных образованиях Нижегородской области остаются на прежнем уровне – 280 млн рублей.

*Без изменений осталась сумма расходов на предупреждение и профилактику коррупции – 6,6 млн рублей.

*На техническое обследование многоквартирных домов заложена все та же сумма – 107,8 млн рублей. А ведь именно такое обследование призвано актуализировать программу капремонта, которая вызвала в этом году множество недоумений и нареканий со стороны собственников квартир.

Это далеко не все направления, финансовое обеспечение которых «застыло» несмотря на инфляцию. Мы перечислили лишь те, на которые, по мнению нашей редакции, стоило бы добавить средств.

Сомнительные взлеты

Между тем, в проекте областного бюджета-2024 запланировано увеличение расходов, которые не связаны напрямую ни с социальной поддержкой населения, ни с решением конкретных наболевших проблем региона. Рост таких трат, особенно в свете указанных выше «урезаний», выглядит не совсем оправданным.

*Расходы на содержание аппарата управления (той части аппарата, которая не связана с реализацией конкретных государственных программ) увеличиваются с 3,5 млрд рублей (бюджет-2023) до 4 млрд рублей (проект бюджета-2024).

*Расходы на выплаты высшему должностному лицу региона (то есть губернатору) увеличиваются с 7,3 млн до 7.9 млн. Траты на его заместителей возрастут с 63,9 млн до 78,2 млн рублей.

*Расходы на председателя законодательного собрания региона вырастут с 13,6 млн рублей до 14,7 млн рублей.

*Расходы на депутатов законодательного собрания увеличиваются с 85,9 млн рублей до 108,5 млн рублей.

*Расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений вырастут с 1,5 млрд рублей до 1,9 млрд рублей.

*В несколько раз увеличиваются расходы на обеспечение деятельности депутатов Госдумы и их помощников  — с 5,9 млн рублей до 29,3 млн рублей.

*Почти в десять раз увеличиваются расходы на сенаторов и их помощников – с 910 тысяч рублей до 8,9 млн рублей.

*Субсидии на протокольные мероприятия с участием губернатора вырасту с 10,4 млн рублей до 11,7 млн рублей.

Отметим, что в областном законе о бюджете на 2023 год и на плановые 2024-2025 годы почти по всем перечисленным статьям расходов предполагалось сокращение. Но в проекте бюджета-2024 заложено увеличение трат.

Увеличивается также размер субсидий на некоторые автономные некоммерческие организации (АНО), учрежденные областным правительством. Функционал некоторых из них не понятен до конца широким слоям населения.

*Расходы на АНО «КУПНО» (так называемый корпоративный университет) увеличиваются с 90 млн рублей до 287,6 млн рублей.

*Расходы на АНО «Проектный офис стратегии развития Нижегородской области» увеличиваются с 351,4 млн рублей до 388,4 млн рублей.

*Расходы на АНО «Центр инноваций социальной сферы» возрастут с 10,6 млн рублей до 20,6 млн рублей.

*Деятельность АНО «УК по развитию Саровско-Дивеевского кластера» подорожает с 108 млн рублей до 282 млн рублей.

 *Уставная деятельность АНО «Центр новых форм развития образования» подорожает с 80 млн до 85 млн рублей.

*Деятельность АНО «Центр содействия образовательной деятельности нижегородского НОЦ» подорожает с 26 млн рублей до 64 млн рублей.

Фото: «Единая Россия»

Новая надежда

У читателя может сложиться впечатление, что в проекте областного бюджета на 2024 год все важные социальные направления оказались «в минусе» ради содержания аппарата чиновников и каких-то непонятных «КУПНО». Это, конечно же, не так. Наибольшая доля общих бюджетных расходов приходится на такие государственные программы, как «Развитие образования в Нижегородской области» (по ней предусмотрено увеличение с 47,5 млрд рублей до 56,9 млрд), «Развитие здравоохранения» (увеличение с 37,6 млрд до 40,3 млрд),  «Социальная поддерджка граждан» (тут, правда, относительно небольшое уменьшение – с 44,9 млрд рублей до 44,5 млрд рублей) и так далее.  Предусмотрено увеличение расходов на горячее питание для школьников, на развитие профессионального образования, на обеспечение деятельности амбулаторий, диагностических центров и станций скорой помощи, на жилье и пособия для детей-сирот (пару лет назад это были фиксированные суммы, что стало поводом для реакции со стороны прокуратуры), на развитие народных художественных промыслов. Впервые в областном бюджете появилась субсидия на замену лифтов в многоквартирных домах – ее размер в 2024 году превысит 1 млрд рублей.

Но это не отменяет того, что в проекте бюджета-2024 присутствует целый ряд нелогичных сокращений по социально важным статьям, на которых нельзя экономить. В свете того, что общая расходная часть существенно выросла по сравнению с бюджетом-2024 (с 270,7 млрд до 295,8 млрд), эти сокращения выглядят особенно странными. При этом по некоторым тратам, которые стоило бы зафиксировать, а то и снизить, наблюдается неоправданный рост.

Косвенно это может свидетельствовать о том, что чиновники региона не всегда правильно расставляют приоритеты, формируя бюджетные программы. А также о том, что депутаты областного заксобрания или вовсе не анализировали принимаемый законопроект, или не захотели ссориться с правительством региона.

Между тем, ко второму чтению (а оно, напомним, состоится уже на следующей неделе) областные финансисты обещают скорректировать проект бюджета-2024 и увеличить расходную часть более чем на 6 млрд.

Об одной из корректировок уже известно: как сообщила нам пресс-служба областного правительства, на борьбу с сердчно-сосудистыми заболеваниями в регионе выделены 420,5 млн рублей из федерального бюджета. Это потребует дополнительных 2,9 млн софинансирования. Данные средства пойдут плюсом к той сумме, которая заложена в исходном варианте проекта областного бюджета. В итоге финансирование этого важного социального направления составит 763,9 млн рублей (это больше чем в 2023 году). Конкретно на профилактику у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, будет выделено 438 млн рублей.

Будем надеяться, что и остальные дополнительные бюджетные средства пойдут не на аппаратные расходы, а на обозначенные нами социально важные статьи, по которым пока что наблюдаются досадные «урезания».

Фото: zsno.ru

Автор публикации

Публикации: 23

Читайте также

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".