«Нагорный» вариант: почему нижегородские власти решили тянуть метро в сторону Сенной?
Нижегородские власти анонсируют не менее грандиозное событие, чем 800-летие любимого города. С потеплением должно стартовать строительство новых станций метро. Подземку решено тянуть в верхней части города в сторону площади Сенной (сначала, напомним, построят «промежуточную станцию» на Свободе). Данное решение принято со знаком восклицания. Но почему именно в сторону Сенной и насколько данный вариант целесообразен? Это мы и решили выяснить.
Народная линия
На сайте ИА «Говорит Нижний» проводится опрос: Какую станцию метро необходимо построить в первую очередь?
В голосовании приняли участие почти 200 человек. В лидерах станции «Варя» (по состоянию на 9 марта 35,64% голосов), «Оперный театр» (25%) и «Сенная» (20,21%). Менее всего голосов за станции «Ярмарка» (1,6%), «Волга» (3,72%) и «Юго-Западная» (7,98%).
Мы также проводили уличный опрос на данную тему в разных районах города. В большинстве своем респонденты хотят, чтобы метро продлили в сторону центра Сормова.
—И на Варе необходимо, и в центре Сормова… А лучше до 7-го микрорайона протянуть линию метро, — предложил Михаил Жебряков.
-Если бы от «Буревестника» проложили хотя бы еще одну станцию метро до «Вари», было бы уже легче местным жителям, — добавил пенсионер Владимир Панков.
За развитие сормовского направления высказался также доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александр Иванов, беседуя с корреспондентом ИА «Говорит Нижний»:
-Москва в этом плане стала хорошим примером. Можно объединить метро с железной дорогой. Сормовская линия метро могла бы выходить на поверхность в районе Вари и обеспечивать пересадку на электрички.
Еще одно приоритетное, с точки зрения нашего эксперта, направление — мещерское. Александр Иванов считает, что в первую очередь нужно продолжить ту линию, которая была заложена при подготовке к ЧМ по футболу. Густонаселенный микрорайон «Мещерское озеро» остро нуждается сегодня в общественном транспорте.
Pro et contra
Относительно создания новых станций в нагорной части мнения горожан разделились.
За данный вариант высказался в соцсетях Александр Виноградов:
«Метро на Сенной соединит студентов с их институтами и разгрузит площадь Минина. Метро на Оперном (ранее планировалась станция «Оперный театр», но затем было принято решение в пользу площади Свободы, что, в принципе, рядом — прим. Ред.) разгрузит Белинку».
«Со строительством новых микрорайнов за Кузнечихой и Печерами скоро будет транспортный коллапс, если не соединить их с центром», — добавляет Евгений Афраймович.
Нашлись, между тем, и скептики. Ннижегородец Сергей Соколов, комментируя соответствующий пост в соцсетях, предложил опираться на потенциальное количество пассажиров. Он напомнил, что метро нужно «не только в верхней части города».
«Думаю, что метро на Сенной строят, чтобы поднять стоимость жилья и офисов микрорайона (посмотрите, какие планы по застройке этого места). Об окупаемости речь не идет», — резюмировал Сергей Соколов.
Наш эксперт Александр Иванов также уверен, что две новые станции метро не окупят себя и практически не добавят пассажиропотока. В последнее время он значительно упал, и нижегородское метро работает в убыток. В 90-е годы пассажиропоток составлял 40-50 млн пассажиров в год. Сейчас эта цифра не превышает 28 млн.
Кругом вода
Некоторые специалисты прогнозируют также серьезные проблемы, с которыми могут столкнуться метростроители в нагорной части города. Связано это по большей части с тем, что станции «Площадь Свободы» и «Сенная» планируют делать методом мелкого заложения. Они, как и тоннели, будут сравнительно неглубокими.
— Когда «перехлопнут» тоннелем мелкого заложения полноводную речку Решетниковскую, а также поток, берущий начало в парке Кулибина и текущий по улице Семашко (это притоки реки Ковалихи), весёлая жизнь начнётся во всех домах, гостиницах и театрах по улице Горького, — предупредила в беседе с ИА «Говорит Нижний» доцент кафедры архитектуры ННГАСУ Елена Кармазина.
Эксперт добавила, что тоннель и станция «площадь Свободы» будут под постоянным напором агрессивных вод.
-А уж сколько лет метростроители будут копошиться в обводнённом грунте и сколько «непредвиденных расходов» потребуется… — посетовала Елена Кармазина.
Между тем, гидрогеологог Валерий Агафонов считает, что подводные реки не помешают строительству новых станций. Он напомнил, что проблемы с подземными водами были главным образом при строительстве метро в Заречной части города. Строителям приходилось ставить дренаж. Что же касается верхней части города, то здесь, по словам эксперта, глиняный разрез почвы, и она более благоприятна для строительства метро.
-Уровень подземных вод здесь находится на уровне родников, которые выходят на Верхне-Волжской набережной, — добавил гидрогеолог.
В ГУММиДе, между тем, не отрицают того, что некоторые проблемы с подземными водами в нагорной части города могут возникнуть, но подчеркивают, что метростроители научились с ними бороться.
«Практика (строительство станции «Горьковская») показала, что применение метода «стена в грунте» для устройства ограждающих конструкций котлована успешно позволяет осуществлять строительство в сложных гидрогеологических условиях», — сообщили муниципальные проектировщики в ответе на наш запрос.
В ГУММиДе сообщили также, что подрядчики уже выполняют инженерные изыскания, в ходе которых запланированы гидрогеологические исследования. Ведется также «разработка вариантов трассы и объемно-планировочных решений станционных комплексов».
«Самостоятельное» решение
Итак, многие нижегородцы, согласно различным опросам, давно уже ждут продления метро в Сормовском районе. Если отталкиваться от потенциального пассажиропотока и окупаемости, вариант со «Свободой» и с «Сенной» сомнителен — причем мы видим скептичное отношение не только простых горожан, но и экспертов. Есть, в конце концов, опасения, что возникнут «нештатные» проблемы с подземными водами…
Тем не менее, в качестве приоритетного нижегородские власти выбрали именно «нагорный вариант». Именно такая заявка была сделана с тот период, когда принимались решения о выделении федеральных инфраструктурных кредитов. Перед этим, насколько нам известно, социологических вопросов не проводилось. На чем же основано это решение, на каких расчетах?
Как выяснилось, у муниципальных проектировщиков более оптимистичный взгляд на популярность выбранного направления. В ГУММИДе ответили на наш запрос, что пассажиропоток рассчитывался с учетом развития общей транспортной схемы, а также с учетом шаговой доступности к местам «тяготения населения».
Что же касается ожиданий сормовичей, тут есть небольшая доля позитива. Ранее губернатор Никитин вообще отказывал им в подземке. Теперь метро в Сормове все-таки стоит в планах. Правда, в более отдаленных (сразу после двух «нагорных» станций). Видимо, у нижегородских властей ну очень большое желание довести подземку до Сенной. Остается лишь «держать кулаки» и надеяться на то, что все эти планы не «посыпятся» в результате неизбежных финансово-экономических изменений…
Фото: пресс-служба администрации Нижнего Новгорода
Евгений Круглов
Читайте также
Ничего не найдено