Гештальты-2024: какие минусы остались в бюджете Нижегродской области на следующий год

22.12.2023 17:29

В предыдущем материале мы сравнили «базовый» бюджет региона-2023, принятый год назад, и проект бюджета на 2024 год, одобренный заксобранием в первом чтении. Если в целом расходы были серьезно увеличены (с 270,7 млрд рублей до 295,8 млрд), то по целому ряду важных социальных статей обнаружились неожиданные сокращения.  С тех пор областным финансистам удалось посчитать остатки и новые поступления (в том числе из федерального бюджета), что позволило увеличить расходную часть еще на 30 миллиардов. В связи с этим чиновники сверстали поправки, с учетом которых областной бюджет-2024 был принят во втором  чтении. Социальные «минусы», существовавшие в изначальном проекте  финансового документа, удалось «закрыть», но не все. Подробности ниже.      

Что теперь в плюсе

Некоторые социальные «минусы», которые существовали в изначальном проекте областного бюджета-2024 и которых мы рассказывали ранее, удалось превратить в «плюсы» в результате поправок.

*На региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в бюджете-2023 было заложено 578,1 млн рублей. Из этих денег 366 млн рублей было предусмотрено на профилактику данных заболеваний у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении. Если принятый в первом чтении проект бюджета-2024 предусматривал сокращение по этим позициям, то после корректировки финансирование регионального проекта возросло до 763,9 млн рублей, на профилактику будет выделено 438 млн.

*На рецептурные лекарства, медицинские изделия и продукты лечебного питания для детей-инвалидов в бюджете-2023 было заложено 886,6 млн рублей. В проекте бюджета-2024 такой статьи расходов не было. После корректировки статья появилась, на нее добавлено 1,1 млрд рублей.

*На сокращение доли загрязненных сточных вод в 2023 году закладывалось 1,5 млрд рублей. В изначальном проекте бюджета-2024 расходы сократились до миллиарда, но после корректировок – увеличились до 2 млрд рублей.

В ходе корректировки проекта областного бюджета добавлены также деньги на ряд важных мероприятий, о которых не шла речь в нашем предыдущем материале. Например, на приведение дорог в нормативное состояние (884 млн рублей), на переоборудование коммунальной техники и автобусов на газовое топливо (30 млн), на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей (163 млн), на террасный парк в Почаинском овраге (500 млн).

На что добавили, но «не дотянули»

*На создание первичного звена в здравоохранении в 2023 году было заложено 3 млрд рублей (тогда это была региональная программа). В изначальном проекте бюджета-2024 на данные цели предусмотрено чуть более 1 млрд рублей (сейчас это региональный проект). После корректировки добавлен еще миллиард, то есть в общей сложности на 2024 год получилось заложить 2 млрд (здесь как федеральные деньги, так и региональное софинансирование). Это, как видим, меньше, чем в бюджете-2023.    

Очередь в детской поликлинике. Фото: ИА «Говорит Нижний»

*Проведение массового обследования новорожденных на врожденные и наследственные заболевания было профинансировано в 2023 году в размере 63,2 млн рублей. В проекте бюджета-2024 на эту статью было заложено 15,1 млнрублей. После корректировки стало 57 млн. То есть все равно меньше, чем в 2023 году: сокращено как поступление из федерального бюджета, так или региональное софинансирование.

*Расходы на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в проекте бюджета-2024 были снижены с 58 млн рублей (это закладывалось на 2023 год) до 2,5 млн. В результате корректировок добавлены 53,7 млн федеральных денег, но сокращено региональное софинансирование на 305 тысяч рублей – итого 56 млн.  

*На строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения в бюджете-2023 было заложено 464 млн рублей. В проекте бюджета-2024 сумма была уменьшена до 186 млн, после корректировок стало 250 млн рублей.

На что так и не добавили

*На борьбу с онкологическими заболеваниями в бюджете-2023 было заложено 125 млн рублей. В проекте бюджета-2024 на эти цели предусмотрен всего 101 миллион. После корректировок денег не добавлено. Стоит отметить, что в этом году на региональном уровне был сверстан проект по борьбе с онкологическими заболеваниями, предусматривающий большой комплекс мероприятий. Статистика пока в целом остается тревожной: если в 2020 году в регионе насчитывалось 462 заболевших злокачественными новообразованиями на 100 тысяч населения, то в 2022 году этот показатель вырос до 564.
Кстати, областной минздрав уже несколько недель не может ответить на запрос нашей редакции и прокомментировать сокращение финансирования по данному проекту.   

Фото: nnood.ru

*На выплаты учителям, переехавшим в сельские населенные пункты (в рамках федерального проекта «Современная школа»), в бюджете-2023 было предусмотрено 5 млн рублей. В бюджете-2024 заложено 4 миллиона. Сумма не была скорректирована. «За бортом» поправок остались и выплаты переехавшим на село врачам – они остаются на уровне 2023 года (119,2 млн рублей).

*На государственную поддержку образовательно-производственных центров (кластеров) в бюджете-2023 было заложено 45,4 млн рублей. В 2024 году предусмотрено сокращение до 30 млн. Сумма не была скорректирована.

*Расходы на выплату социального пособия на погребение тоже сокращаются – с 50 млн рублей до 38 млн рублей. Сумма не была скорректирована.

*На компенсацию стоимости молочных продуктов для детей первого года жизни по заключению врачей в бюджете-2023 было предусмотрено 207,8 млн рублей. В проекте бюджета-2024 эта статья расходов подешевела до 189,8 млн рублей. Сумма не была скорректирована.

*Сокращены некоторые расходы, предусмотренные законом Нижегородской области «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Если на предоставление пособия на ребенка в бюджете-2023 было заложено 138,9 млн рублей, то в проекте бюджета-2024 по этой статье предусмотрено только 97 млн. Расходы на предоставление материнского капитала в рамках областного закона также снижаются – с 170,5 млн рублей до 157,7 млн. В поправках средств не добавлено.

*Расходы на предоставление ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием детей из малоимущих семей сокращаются с 218,8 млн рублей до 161,5 млн. В поправках средств не добавлено.

*Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области» подешевела с 93 млн рублей (2023 год) до 91,6 млн рублей (2024 год). В поправках средств не добавлено.

*На развитие системы обращения с отходами и обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений в бюджете-2023 было заложено 2,1 млрд рублей. На 2024 год закладывается только 1,2 млрд. В поправках средств не добавлено.

*Сокращается финансирование подпрограммы «Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области» – с 497 млн рублей до 63 млн. В поправках средств не добавлено.

*На обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и рядом других тяжелых заболеваний (все они были объединены в одну статью расходов) в бюджете-2023 было заложено 9,9 млн рублей. В проекте бюджета-2024 данной статьи нет. В поправках средств не добавлено.

*На выявление и профилактику факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний в бюджете-2023 было заложено 31,3 млн рублей. В проекте бюджета-2023 такой статьи расходов нет, и после корректировок она не появилась.

*Исчезла статья «Вакцинопрофилактика», на которую в 2023 году закладывалось 154,6 млн рублей. После корректировок она не появилась.  

*На совершенствование оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами в бюджете-2023 было заложено 1,3 млрд рублей. В проекте бюджета-2023 такой статьи нет. Поправки не предусматривают ее появление.

*Если на создание инновационных образовательных программ и современных ресурсных центров в 2003 году было заложено 10 млн рублей, то в бюджете-2004 такой статьи нет, и поправки ее не предусматривают.

*В бюджете-2023 существовала важная подпрограмма «Социально-правовая защита детей в Нижегородской области», на которую было заложено 5,5 млн рублей. Она включала в себя такие статьи расходов, как создание условий для личностного роста детей-сирот (547 000 рублей) и формирование среды для социализации воспитанников детских домов (5 млн рублей). В бюджете-2024 (в том числе и в поправках) такой подпрограммы и таких статей нет.

*На уровне прошлого года осталась сумма расходов на закупку автобусов для пассажирских предприятий (1 млрд рублей).

Горожане ждут автобусов на площади Минина. Фото: «Говорит Нижний»

Лишних денег нет?

Складывается, таким образом, не совсем понятная ситуация: в исходный финансовый документ региона на 2024 год добавлены десятки миллиардов рублей по сравнению с исходным бюджетом-2023 – и при этом целый ряд социальных статей, на которых по идее нельзя экономить, оказался в минусе. Неужели в казне региона не нашлось двух-трех миллиардов, которые можно безболезненно «снять» с менее важных (а подчас и сомнительных) направлений, чтобы закрыть эти «дыры»?

Давайте посмотрим, к каким статьям расходов у общественности могут возникнуть «вопросики».

*Траты на содержание аппарата управления, не связанного с реализацией государственных программ, возросли с 3,5 млрд до 4 млрд. Тут стоит вспомнить, что в областном правительстве возросло количество министров (у каждого из которых, естественно, есть замы, помощники, секретари и так далее), а зал законодательного собрания во время пленарных заседаний настолько забит чиновниками  и аппаратными работниками парламента, что туда перестали пускать представителей СМИ.

*Траты на АНО «Центр 800», которая параллельно с министерством культуры региона занимается различными «событийными мероприятиями», составят в 2024 году более 1 млрд рублей.

*Траты на хоккейный клуб «Торпедо» составят, как и в прошлом году, 600 млн рублей.

*Расходы на АНО «Проектный офис стратегии развития Нижегородской области» увеличиваются с 351,4 млн рублей (исходный бюджет-2023) до 500,4 млн рублей (принятый во втором чтении бюджет-2024). Известно, что из этих денег 112 млн рублей пойдут на образовательную деятельность в айти-кампусе «Неймарк» (дополнительное финансирование предусматривает губернаторская поправка).

*Расходы на АНО «КУПНО» (так называемый корпоративный университет) увеличиваются с 90 млн рублей до 287,6 млн рублей.

*Деятельность АНО «УК по развитию Саровско-Дивеевского кластера» подорожает с 108 млн рублей до 282 млн рублей.

*Траты на депутатов законодательного собрания, у многих из которых имеется свой бизнес, увеличиваются с 85,9 млн рублей до 108,5 млн рублей.  

*Губернаторские поправки предусматривают 104 млн рублей на строительство дороги к Шуховской башне. Вряд ли эту инициативу можно назвать социально значимой.  

Фото: ru.wikipedia.org

*Уставная деятельность АНО «Центр новых форм развития образования» подорожает с 80 млн до 85 млн рублей.

*В несколько раз увеличиваются расходы на обеспечение деятельности депутатов Госдумы и их помощников  — с 5,9 млн рублей до 29,3 млн рублей.

*Содержание спикера заксобрания Евгений Люлина подорожает на миллион и обойдется в 2024 году в 14,7 млн рублей. Это, заметим, вдвое больше, чем расходы на содержание высшего должностного лица региона (7,9 млн рублей).

*Дополнительные 12 миллионов пойдут, согласно губернаторским поправкам, на сооружение в нижегородской Кремле новых постов охраны.

*Наконец, увеличиваются и расходы на сенаторов – с  910 тысяч рублей до 8,9 млн рублей.

О чем думают фракции

Перечисленные выше суммы сверстаны региональным минфином, а корректировки, о которых шла речь, были предложены губернатором (не без помощи того же минфина, разумеется).

Между тем, свои поправки в проект бюджета-2024 внесли и парламентские фракции. Казалось бы, у них в этом смысле было широкое поле для деятельности. Они могли (и в общем-то должны были) обратить внимание на важные социальные направления, оказавшиеся в минусе. Предложения об увеличении расходов должны были поступать именно по таким направлениям. Но этого не случилось. Фракции (за исключением коммунистов и «ЕР») предпочли обойти стороной острую социальную проблематику. Удивляет и количество предложений.    

От фракции ЛДПР поступила только одна поправка: добавить 100 млн рублей на мониторинг водных объектов.

От фракцииСРЗП — только одно предложение: увеличить расходы на капитальный ремонт четырех библиотек в разных муниципальных образованиях региона на общую сумму 60 млн рублей. При этом данная поправка перекликается с одной из «губернаторских» (добавлены расходы на создание модельных муниципальных библиотек).

«Новые люди» инициировали только одну поправку: добавить 15 млн рублей на поддержку сельских потребительских кооперативов.

От «Единой Россия» поступило несколько поправок, и они кардинальным образом отличаются от остальных, поскольку в большинстве своем носят социальный характер. В частности, 500 млн рублей единороссы предложили добавить на строительство образовательных учреждений и примерно столько же – на их ремонт. Кроме того, «ЕР» предложила добавить 1,8 млрд на расселение аварийного фонда.

Больше всего поправок было у коммунистов, но ни одну из них бюджетный комитет заксобрания не утвердил к принятию – и в результате они не были приняты во втором чтении. Фракция КПРФ предлагала сократить расходы на государственные СМИ (174 млн), на некоммерческие организации, связанные со спортом (1,2 млрд), на выставочно-конгрессные мероприятия (190 млн рублей), на АНО «Центр 800» (700 млн на поддержку кинематографа), на строительства «Дома правительства» (98 млн рублей). За счет этих сокращений «красные» предлагали пополнить резервный фонд.

Единственное увеличение расходов в поправках КПРФ – на первый этап строительства онкоцентра (3 млрд). По предварительным оценкам, всего на данный объект необходимо 12 млрд. В настоящее время проект «завис»: регион не включает его в свои финансовые планы по причине дороговизны, в Госдуме уже второй год отклоняют данную инициативу, рекомендуя реализовать ее на областном уровне.

Скорее всего, нижегородские коммунисты знали, что чисто по политическим соображениям их поправки не будут приняты. Поэтому их предложения можно воспринимать как сигнал для общества и контрольно-надзорных органов.

Остается добавить, что не все еще потеряно. В течение 2024 года областной бюджет будет неоднократно скорректирован в сторону увеличения – и тогда, возможно, обозначенные нами «провалы» будут полностью «закрыты».

Настораживает здесь лишь слово «возможно». Как известно, «исходный» бюджет, принимаемый в декабре, — это фундамент, это те деньги, которые гарантированно будут. Что же мешало чиновникам региона достойно, без «минусов», профинансировать социальные направления, а такие вещи, как «Центр 800», «КУПНО», дорога к Шуховской башне и некоторые аппаратные расходы отложить на «может быть потом»?  

Фото: скриншот трансляции заседания Законодательного собрания Нижегородской области 19 января 2023 года

Автор публикации

Публикации: 23

Читайте также

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".