"Нижегородский губернатор будет готов сократить целый ряд министерств, если у нас снова возникнет мода на борьбу с бюрократизмом"
В конце июля губернатор Глеб Никитин анонсировал преобразование возглавляемого Ольгой Гусевой комитета внешних связей в министерство. “Говорит Нижний” подсчитал, что за неполных четыре года в нижегородском правительстве путем укрупнения различных структур было создано шесть новых министерств. Кроме вышеназванного, это министерства градостроительной деятельности, кадровой, информационной и молодёжной политики, а также туризма и промыслов. В общей сложности в нашем регионе теперь 23 министерства и 25 министров. О том, насколько обосновано создание новых структур, мы поговорили с политологом, доктором философских наук Сергеем Кочеровым.
– Закон любой бюрократии заключается в том, чтобы плодиться и размножаться, – отмечает Сергей Кочеров. – Аппарат нижегородского правительства является структурой бюрократической. Он не контролируется гражданским обществом, а подчиняется только логике решений своего непосредственного начальника.
Представители такого аппарата склонны говорить, что функций и работы много, а людей не хватает. Поэтому надо ещё кого-то нанять. Как правило начальник, который сам является таким же аппаратчиком, идёт навстречу и говорит своему начальнику: “Моё министерство выполняет очень важные функции и, поэтому, надо увеличить штат и набрать специалистов, которые бы эти функции лучше выполняли”.
Если аппарат не ограничен контролем и всё упирается только в контроль сверху, то он растет — даже несмотря на периодически проводимые акции по борьбе с бюрократизмом и волокитой.
Временами в аппарате находится человек (как правило, это сам глава аппарата), который говорит, что людей стало слишком много, что общество недовольно, что чиновников становится всё больше, и предлагает сократить штат.
Любопытно, кто оказывается среди сокращенных. Умные бюрократы всегда держат людей, которыми готовы пожертвовать. То есть увольняют людей, которые выполняют не самые важные функции и не играют особой роли. Кстати, нередко, когда эта акция проходит, их обратно берут на работу.
Всё это неоднократно происходило в администрации Нижегородской области при разных руководителях. Например, так было, когда президент выступал и требовал от чиновников не раздувать штат, и из кремля приходили соответствующие указания.
– В армиях есть взвод, рота, полк. Численность каждого такого подразделения разнится. Есть ли подобное в бюрократических ведомствах?
– Думаю, что существует определенный регламент, где расписано, сколько людей в какую структуру может входить. В структурах, которые входят в министерство, соответственно должно быть меньше людей, чем в самом министерстве.
Когда департамент решают сделать министерством? Когда количество людей, которые работают в этом департаменте, становится соответствующим количеству людей, работающих в небольшом министерстве.
– Что можно сказать о стратегии действующей областной власти, если вспомнить, какие ведомства были укрупнены до министерств?
– Для каждого губернатора, когда он приступает к своим обязанностям, имеют значение прежде всего министерства, отвечающие за финансы и экономику. Помимо этого, есть так называемые социальные министерства: спорта, соцполитики, здравоохранения, культуры. Далее у губернатора может быть свое видение того, какие структуры являются обязательными, а какие допустимыми. Например, должно ли быть в областном правительстве министерство внешнеэкономических связей? Зависит от того, насколько деятельность по связям с другими регионами и странами развита.
Губернатор во многом полагается на своих помощников и министров, которым доверяет и делегирует полномочия. А они действуют уже в том числе исходя из своих своих интересов и интересов собственной карьеры. Каждому хочется повысить своё значение при губернаторе. Как это можно сделать? Конечно, курируя работу целого направления.
– В правительстве Нижегородской области сейчас 23 министерства и 25 министров. Как вы считаете, много ли это?
– Я считаю, что многовато
– Значит, деньги на это есть?
– У чиновников на чиновников деньги всегда есть. Это закон природы. Вы думаете, они о себе не позаботятся? В чиновничьем сословии есть корпоративная солидарность. Про себя они не забывают.
Как только чиновник переходит из кресла председателя комитета в кресло министра, у него меняются запросы. Ему уже нужен автомобиль более престижной модели. Для него и самых преданных его сотрудников нужны другие преференции. Это всё в копеечку влетает для бюджета.
– Как вы считаете, могут ли у нас появиться ещё какие-то министерства?
– Я же за губернатора не могу такие вещи прогнозировать. Если у нас снова возникнет мода на борьбу с бюрократизмом, то губернатор будет готов в образцово-показательном порядке сократить целый ряд министерств, превратив их снова в управления, комитеты и департаменты. Это не проблема. Проблема — добиться того, чтобы правительство состояло из профессионалов своего дела. Желательно ещё и людей нравственных, которые понимают, что цель их работы – не в самообогащении, а в повышении уровня жизни населения.
Как это сделать при условии, что у нас никакого контроля со стороны гражданского общества за властными структурами нет, я ума не приложу. То есть по сути всё зависит от первого лица области. Насколько он настроен на это, как он воспринимает работу чиновников. Для чего они ему нужны: чтобы решать проблемы или достаточно оказать доверие чиновнику, а как он там работает, это его зона ответственности…
– Никитин вызывает у вас доверие в этом плане?
– Никитин это губернатор-технократ. Я не думаю, что он заинтересован в неконтролируемом росте числа чиновников. Он ко всему относится технократически. Появилась новая задача или направление – он под это может создать комитет, департамент, а может и министерство.
Читайте по теме:
“Задач много!”: еще одно министерство создано в Нижегородской области
Фото: nobl.ru
Читайте также
Ничего не найдено