Александр Иванов,
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ:

"Территории, обеспеченные пассажирским транспортом, не развиваются, и мы попадаем в ситуацию искусственного тупика"

02.03.2021 13:32

Нижегородцы продолжают ежедневно сталкиваться с транспортными проблемами: перед перекрестками – бесконечные пробки, время ожидания автобусов на остановках (особенно в снегопады и в вечернее время) превышает порой 50 минут… Кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов считает, что во многом эти проблемы вызваны непродуманной градостроительной политикой. Вместо того, чтобы развивать территории с уже имеющимися линиями пассажирского транспорта (и заодно расселять ветхий фонд), власти предоставляют застройщикам окраины, где нет инфраструктуры. Автобусов не хватает даже для «вчерашней» транспортной схемы – а она продолжает расширяться. Люди (особенно жители окраин) пересаживаются на личные автомобили – и это только усугубляет ситуацию с заторами.

— Пробки — это исключительно результат градостроительной политики, — считает Александр Иванов. — Людей, можно сказать, вынуждают жить на окраинах города и в пригородах, предлагая им там сравнительно выгодные варианты в новостройках. Вот я как автозаводец с ужасом жду, когда будет реализован проект микрорайона «Торпедо» – туда переедут те, кто жил ближе к центру района и города. Перемещение этих людей по Нижнему Новгороду станет головной болью в первую очередь для них самих, потому что обеспечить высокую регулярность движения пассажирского транспорта на окраинах, связь этих окраин с центром – это просто трудно при скромном бюджетном обеспечении.

Фото: «Типичный Нижний Новгород»/VK.com

Предлагая людям переселяться на окраины, власти предлагают либо пересаживаться на автомобили, либо пользоваться общественным транспортом в неудобной конфигурации, когда ехать очень далеко, и заранее знаешь, что автобусов не хватает для таких маршрутов, потому что каждую окраину не соединишь общественным транспортом, который ходит через пять минут.

-Теоретически это можно сделать…

-Теоретически да, но это гораздо труднее сделать, чем обеспечить транспортом население, которое будет жить более компактно, ближе к центру.

-Но что же делать, если центр города у нас и без того плотно застроен?

-Плотно застроен исторический центр города. Это такая же окраина. Получается, люди едут по делам из тех же Новинок в исторический центр, где у нас количество рабочих мест на 200 тысяч больше, чем число жителей. Это мы с одной окраины на другую людей гоняем! Вот этот перекос и усиливает транспортные проблемы.

-Где же центр Нижнего Новгорода?

-Географический центр долгие годы у нас был в районе площади Комсомольской. А сейчас, после того, как Новинки к нам присоединили, у нас географический центр переместился к востоку от Заречного бульвара, в заболоченное место, где сливаются реки Ржавка и Борзовка. И это территория, которая больше всего подходит для многоэтажной застройки, для того, чтобы туда офисы перемещать. Я точно знаю, например, что офисные и торговые здания в районе Комсомольской площади – они все процветают,  потому что до них добираться легко из многих районов. Эта территория хорошо обеспечена и метрополитенами, и другими видами транспорта. Но она практически не застраивается – отсюда и пассажиропоток метрополитена падает. У нас ведь самый высокий пассажиропоток в метро был в середине девяностых годов – это 52 миллиона в год. В 2018-2019 годах он стал 27 миллионов, это данные до коронавируса. Сейчас наверняка еще меньше

Фото: https://ru.wikipedia.org/

И с трамваем та же самая история.

Вроде бы людей надо селить как раз рядом с этими видами транспорта, которые могут обеспечить высокий пассажиропоток. Трамвай и метро – это же настоящее богатство для города… А сейчас получается, что территории, обеспеченные хорошим общественным транспортом, не развиваются, и мы попадаем в ситуацию искусственного тупика.

В Нижнем Новгороде множество потенциально престижных территорий с ветхой малоэтажной застройкой и с уже имеющимися линиями пассажирского транспорта – не надо строить новых. Я не имею в виду частные жилые дома, но те, кто живет в малоэтажках 1950-х годов и даже дореволюционных, — они бы с удовольствием переселились бы из малокомфортного жилья в современное.

-Какие это территории, например?

— В Автозаводском районе это улица Афанасьева – там люди с удовольствием переселились бы из народной строки, дальше улица Гастелло, проспект Героев – это не назовешь центром, но рядом Московское шоссе. В Сормове улица Левинка – тоже территория, нуждающаяся в расселении. В Ленинском районе это дома в районе улицы Самочкина… улице Гончарова – двухэтажки, полубараки… Улица Шекспира – почему на нее застройщики не замахиваются? Вот оно резервы! Пожалуйста, расселяйте эти зоны, выстраивайте градостроительную политику крупными мазками! Это места, которые надо развивать в первую очередь — вместо того, чтобы людей на окраинах селить. Тогда гораздо проще решались бы проблемы с общественным транспортом. То есть нужна политика хозяина, который на долгие годы планирует и думает о городе как о месте жизни своих потомков – как ближайших, так и отдаленных.

Улица Шекспира. Фото: https://yandex.ru/maps

-Ну, чиновники нам с вами ответят, что на расселение ветхого фонда в бюджете денег нет, а застройщики такие территории не берут…

-Конечно, если плясать от сиюминутных потребностей застройщиков, город изуродовать можно окончательно. Но с этой проблемой везде сталкиваются. У нас что, Нижний Новгород – единственный город во Вселенной? Я всегда привожу пример Мюнхена. Там жестко определено, что за границы того, что сформировалось 70 лет назад, городу выходить нельзя. При этом численность населения там растет – за счет того, что делают более эффективным использование территорий.  Например, железнодорожные пути убирают, вместо них возникают трамвайные. Проложили маршрут – и начинают сдавать в аренду территории вдоль этой трамвайной линии. Они сразу становятся привлекательнее. То есть там на первом месте создание транспортной инфраструктуры, а потто —  ее освоение. А у нас же застройщику дают кусок в Новинках, а потом выясняется, что общественный транспорт появится когда-нибудь потом. А скорее всего он в полноценном варианте никогда не появится, потому что это глубокая окраина.

Другая ситуация была бы, если мы пустили бы вдоль Оки по Ленинскому району линию общественного транспорта. Или хотя бы сделали полноценным движение от Глеба Успенского до Комсомольской площади, насытили бы уже имеющуюся транспортную инфраструктуру, сделали бы скоростной трамвай — как в Казани это делают. Они там добились скорости трамвая 25 км/ч по существующей застройке. Мы не одни на планете живем, можно какой-то опыт заимствовать и избегать ошибок.

Фото: Яндекс.Пробки

0

Автор публикации

не в сети 23 часа

govoritNN

1
Комментарии: 0Публикации: 1037Регистрация: 04-09-2020