Сормовский отворот-поворот: почему новую станцию за 19 млрд рублей хотят сделать не в центре района

20.10.2022 7:00

Нижегородские СМИ и телеграм-каналы восторженно сообщают: власти наконец-то утвердили место расположения перспективной станции метро «Сормовская». Её в лучших традициях современного нижегородского метростроя решено построить чуть ли не на заимке Агафьи Лыковой – почти в полукилометре от Центра Сормова. Пресс-служба регионального правительства по этому случаю вывалила  подборку мнений «экспертов», которых достали из закромов пыльной аналитики. В этот раз специалисты широкого профиля (среди них замечены  экс-мэр Лебедев и бывший глава Сормова Моисеев)  дружно заявили: строить станцию нужно непременно  вдали от основных  магистралей – ближе к промзоне. Кому же, интересно, нужно-то, если логичный и давно ожидаемый вариант — поближе к знаковому транспортному узлу, а не к промзоне? Давайте попробуем разобраться.

Выход Першина

Как и подобает любой пропаганде, незадолго до объявления непопулярного решения зазвучала барабанная дробь. Около недели назад отбивать её начал генеральный директор  «Красного Сормова», депутат Засобрания Михаил Першин, подготавливая общественное мнение. Бросилось это в глаза потому, что он впервые пробрался на страницы местных СМИ с заботой о простом нижегородце: мол, близится рытье котлована, а мы до сих пор не знаем где. Как бы чего не вышло, а то пробки будут, беспокоился народный избранник.

«Нельзя уменьшать пропускную способность Сормовского шоссе и улицы Коминтерна – главных транспортных артерий района. Весь пассажиропоток здесь, и потому может стоять вопрос даже о расширении улиц. Существующую маршрутную сеть надо оставлять в том виде, в каком она есть», – высказался некогда молчаливый депутат.
Где он был, когда на несколько лет перекрывали улицу Циолковского ради строительства долгожданного  путепровода, а сормовичи массово  жаловались на крайне низкую готовность общественного транспорта к этому событию?

«Принцип сухих ног»

Спустя восемь дней после невнятного явления Першина народу губернатор Глеб Никитин сообщил в своём тг-канале, что место под станцию метро «Сормовская» выбрано в шести (!) минутах от центра района – на улице Станционной (см. заглавное фото). Дескать, там появится новый транспортно-пересадочный узел, который позволит соединить в одном месте метропоезда, пригородные электрички и автобусные маршруты.

Еще одно фото участка на Станционной, где планируется строительство станции

Тем, кто не ездит в сторону Балахны, придется пройтись почти полкилометра в сторону улицы Культуры – на привычную остановку «Центр Сормова».

Слева внизу — Центр Сормова. Справа выше- станция на улице Станционной. Фото: Яндекс. Карты

На официальной странице метростроевцев в Вконтакте  такой подход, словно в насмешку,  назван принципом «сухих ног». Как они будут сухими после 450 метров по нижегородской распутице – никто из назначенных «экспертов»  не поясняет, то ли намекая  на обязательное ношение сормовичами резиновых сапог, то ли переоценивая скудный пассажиропоток пригородных электричек до Вари, коих ездит не более двух в час. Если ради этих 150 человек власти планируют закопать  более 19 млрд рублей на продление подземки, то как же быть с почти тремя сотнями тысяч жителей района, чей ежедневный маршрут «дом-работа» проходит по улице Коминтерна? Им не нужно делать дополнительную пересадку, бегать невеселою гурьбой по лужам или ехать в сторону Балахны. Им нужна обещанная ранее станция в Центре Сормова. Общественный запрос, кстати, вполне себе отвечает «метрополитеновским» СНИПам. Читаем, к примеру,  пункт 4.12: «Трассу линии в плане и профиле следует назначать исходя из направлений максимальных  пассажиропотоков на городских магистралях, размещения станций в пассажирообразующих узлах, минимальных затрат времени пассажиров на поездку…».  Под описание как раз и подходит Центр Сормова и никак уж не Станционная с её шестиминутными забегами пассажиров.

Центр Сормова. бульвар Юбилейный

Пророчество коллапса

Расстроенным нижегородцам сообщили, что два других варианта расположения «Сормовской» были отброшены как неотвечающие требованиям транспортной логистики. Речь идет о перекрестке Коминтерна-Юбилейный бульвар и остановке «Дарьино». Специалисты (наверное, в данном случае надо взять это слово в кавычки) посчитали, что локализация будущих котлованов повлечет за собой  большие пробки при строительстве подземки. А так — не нужно будет выносить коммуникации (хотя нужно, так как там сейчас стоят вполне себе функционирующие здания). К тому же при варианте с Центром Сормова перспективные линии якобы создадут «динамическую нагрузку на соседние дома». Нигде её раньше при метростроении  не было, а тут – бац! – и всё вокруг закачается. «Эксперты» не дадут соврать.

«Во-первых, при стройке на улице Коминтерна мы бы на несколько лет создали там транспортный коллапс. Во-вторых, улица Станционная — в пешеходной доступности от центра Сормова. В-третьих, на Станционной легко организовать подъездные маршруты«, – рассказал бывший глава Сормовского района Валерий Моисеев, мнение которого тиражирует пресс-служба правительства региона. Ему вторит и экс-мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев.

«Первые два варианта создадут серьезные неудобства для жителей на несколько лет, пока будет вестись строительство. А третий вариант размещения – всего в 500 метрах от центра Сормова».   

Пиарщики тут допустили досадную оплошность, забыв вычеркнуть из «правильных» мнений очевидную крамолу: дискомфорт пассажиров все равно будет ощутим. Именно поэтому, по словам всё того же Моисеева, региону придется серьезно «перепаивать» дорожную сеть. «Обязательно нужно построить перекресток с подъездной дорогой от Дарьина мимо новых микрорайонов – до самой станции метро. По этому пути может пойти часть маршрутов общественного транспорта», – заявил бывший глава Сормова. А может и не пойти, как часто бывает на пути от  обещаний к их реализации.

Здесь можно, а там нельзя?

Есть еще одна деталь, которая выдает режиссеров этого «метрозаговора». Все они делают акцент на том, что в Центре Сормова станцию строить нельзя, так как из-за сужения Коминтерна будут большие пробки. А как же стройплощадка в нагорной части, где улица Горького, которая будет поуже Коминтерна, вполне себе справляется с нынешним трафиком? А как быть с площадью Свободы, где скоро тоже появится котлован? Там разве  не будет  пробок, не будет  динамической нагрузки,  нет коммуникаций? Еще как есть! Почему тогда станцию строят на площади Свободы, а не где-нибудь во дворе улицы Невзоровых? Наверное, «это другое».

Немного о граблях

Грабли, о которые Нижний Новгород постоянно спотыкается, оставляют после себя странные шишки: они болят, но ничему не учат. Есть мнение, что станцию «Стрелка» тоже строили методом «себе, а не людям». Её тянули к сорокинскому ЖК и будущему стадиону. О жителях густонаселенных кварталов Мещерки никто не думал. И что получили? Стадион стоит пустым, Сорокин шьёт рукавички, жители Седьмого неба дерутся за немногочисленные парковочные места у дома, а остальные обитатели Мещерского озера осаждают Минтранс просьбами продлить автобусные маршруты и увеличить на них выпуск подвижного состава. Потому что Стрелка в нынешнем виде никому не нужна. К ней даже не подвели вплотную наземный транспорт, о чем так пафосно мечтали четыре последних министра транспорта.

О том, что эта станция  стала кладбищем бюджетных миллиардов, говорит и официальная статистика:  Стрелка —  одна из самых непопулярных у горожан. Прогноз штатных «экспертов», типа сегодняшних, об увеличении пассажиропотока на 25% не оправдался даже близко. Более того, по словам директора метрополитена Олега Яушева, Стрелка, в отличие от, например, Горьковской или Московской, крайне убыточна. И ложится бременем не только на городской и областной бюджеты, но и на пассажиров, вынужденных терпеть повышение тарифов. Этот неуспех «Сормовская» рискует повторить чуть ли не точь-в-точь.

Кому это выгодно

В чём же состоит интрига, зачем власти так настаивают на строительстве «Сормовской» там, где пассажирам будет неудобно?

Если вы откроете карту, то увидите, что трассировка сормовской линии (с вариантом станции на Станционной) проходит по путям наземной ветки электрички. Пустить по ней верхом  метропоезда планировалось еще с 1993 года, но не хватало политической воли: то в ГЖД протестовали, то денег на подземку не было, то вообще руки до Сормова не доходили.

А тут губернатор выбивает у федерального центра деньги на метро – полноценное, подземное.  И «бояре» начинают ломать голову, как освоить эти деньги так, чтобы после ввода в строй новой метролинии пассажиры смогли сесть, а чиновники сесть не смогли. При строительстве Стрелки такого баланса соблюсти, как вы помните,  не удалось.

И начались разброд и шатания: были разархивированы все прежние проекты, вспомнились былые обещания по застройке прилегающих территорий, началось наложение слоев «хочу» и «могу». 

Кстати, в районе Станционной, в отличие от Центра Сормова, есть не освоенные девелоперами участки. Да, сегодня они в промзоне. Но границы промзоны теоретически могут быть сдвинуты решением властей. Еще рядом со Станционной — завод «Красное Сормово», которому (опять же чисто теоретически) может быть интересна станция метро «под боком».

В итоге появился  вариант со Станционной. Далеко не самый лучший, как мы уже с вами выяснили, но в принципе не совсем безнадежный – при условии его существенной доработки.

Дотянем до Починок?
Ведь если вернуться к планам 1993 года, то метро от Буревестника следует прокладывать наземным способом – с необходимым обособлением путей по регламенту метрополитена и строительством путепроводов в местах пересечений с проезжей частью. Выйдет это в 3-5 раз  дешевле, чем копание в сормовском суглинке с помощью проходческого щита. В Москве, которую нам часто любят ставить в пример, таким способом, в частности, возводилась Филёвская линия. В  Нижнем Новгорде на  сэкономленные деньги Сормовско-Мещерскую ветку можно было бы продлить дальше Станционной – сразу до Починок, запланировав не одну станцию, а сразу пять: Варю, собственно Сормовскую, Союзную, Светлоярскую и конечную Починки. На последней и предусмотреть транспортно-пересадочный узел, который эксперты запланировали на Станционной.
Вы, наверное, спросите: а как же десятки тысяч пассажиров, которым неудобна эта траектория? Ведь им нужен Центр Сормова и неохваченный внеуличным транспортом ЗКПД-4. И тут на помощь приходит трамвай, чьё развитие в части продления путей до Седьмого микрорайона  так и не охватила обещанная концессия. Почти 20 млрд рублей на весь этот «транспортный коммунизм» с трамваем и наземным метро должно хватить, если власти проявят к этому проекту государственный, а не бизнес подход.

Ирина РЫКОВА
Фото: Алексей Волков

Автор публикации

Публикации: 8033

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".