«Сон во сне, много снов»: герои Шекспира ожили на сцене нижегородского драмтеатра

В нижегородском театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Зрителя ждали яркие образы и неожиданные решения — во многом благодаря ростовскому режиссёру Геннадию Шапошникову, который работал над постановкой. 23 февраля, в день первого показа, корреспонденты ИА «Говорит Нижний» побывали на премьере.
Ромео вместо Тезея
Постановка «Сон в летнюю ночь» — это первая премьера в сезоне. Зал полон гостей.
Пока зрители собираются, над сценой опущен полупрозрачный занавес.

Спектакль начинается неожиданно. Вместо первого акта с Тезеем, Эгеем и другими персонажами появляются Ромео и Джульетта со знаменитой сценой у балкона: «Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!».

На протяжении всей постановки мы наблюдаем за четырьмя разными сюжетами, которые мимолётно сплетаются, почти незаметно меняя друг друга. Внимание гостей зала приковано к сцене динамичностью и необычными образами.
Контрасты во всём
Яркие костюмы и образы контрастируют друг с другом. То это греческие и итальянские наряды с длинными классическими платьями в пол, то гангстерские костюмы со шляпами и оружием, то светлые майки с брюками и легкими рубашками.

Не обошлось и без фантастических одежд. Некоторые артисты так и остались неузнанными из-за причудливых головных уборов, напоминающих одновременно шляпки грибов и тучки.
Когда в спектакле наступает ночь, главные герои меняют дневные костюмы и платья на мужские пижамы и короткие женские сорочки. Они передвигаются по сцене с подушками в руках и используют их не только по назначению, но и как предметы для взаимодействия друг с другом.
Контраст прослеживается и в манере произносить свой текст. Зачастую актёры разговаривают друг с другом грубо, резко. Иногда они даже плюются и раздают оплеухи.
Есть и те, кто общается без интонаций, будто проигрывается старая пластинка. На этом фоне сильно выделяются монологи любви, которые произносятся классически.
Много в спектакле и чувственности – так, всё время зритель наблюдает заигрывания и поцелуи феи и маленького эльфа Пака.

«Не смешная комедия»
И без того комичные сценки с актёрами из народа – Пигвой, Дудкой, Рылом и Заморышем – артисты театра драмы доводят до абсурда.
Например, актёр, играющий стену, вдруг начинает говорить с японским акцентом, а Заморыш зачем-то высиживает яйца.

Убивая себя, такие персонажи используют складной меч. В этих сценках диалоги артистов живые, действия естественные.
Тем не менее, Геннадий Шапошников считает, что режиссёр в постановках классика не должен «выдавливать» смех из зрителя.
— «Сон в летнюю ночь» — это особого рода комедия — не смешная комедия, — отметил он.
Лишь в последней сцене все герои собираются вместе перед зрителями. Играя в любовь и с любовью, они забыли о существовании истинного чувства, о котором им напомнили Ромео и Джульета.
««Воздуха» было много»
После спектакля мы поговорили с Олегом Шапковым, играющим в постановке ткача Ника Мотка.

— На первой встрече мы собрались, и был некий такой условный кастинг, — вспоминает Олег Вячеславович. — Мы читали разные роли, а потом режиссёр определился, кто кого играет. Режиссер нас разделил и объяснил, что это сон во сне, много снов, которые пересекаются, и даже не сказал, кому это всё снится, но это и не важно.
Актёр привнёс частицу себя в свою роль:
— «Воздуха» было много, но всё равно есть определённый каркас, нас же много на сцене, надо же договариваться между собой. Внутри своих монологов я, конечно, предлагал что-то, что-то оставалось, что-то отметалось.
В процессе репетиций актёры видели только свои кусочки сцен, полностью весь спектакль «склеили» буквально накануне премьеры, на последней неделе, сообщил Олег Шапков.
Антонина Прохорова
Фото ИА «Говорит Нижний»