Дмитрий Рощин,
адвокат:

"Должны быть четкие критерии, дающие право эвакуировать автомобили в Нижнем Новгороде. В других регионах они есть"

03.02.2023 13:00

ИА “Говорит Нижний” рассказывало о жалобах жителей Автозаводского района города на принудительную эвакуацию автомобилей, которые их владельцы по разным причинам не используют в течении зимнего периода. Дело в том, что на подобных авто городские службы начали размещать объявления об их принудительной транспортировке. Машины грозят отвезти на стоянки с удержанием расходов и на эвакуацию, и на хранение. Причина – мешают уборке снега и представляют угрозу с точки зрения пожарной безопасности. На то, чтобы убрать авто, жителям отводится 10 дней. 

Чтобы понять степень законности подобных требований, мы обратились к заведующему адвокатской конторы №35 Нижегородской областной коллегии адвокатов Дмитрию Рощину.

– Дмитрий, чем руководствуются городские власти, отводя 10 дней на то, чтобы убрать машину? Насколько такие требования законны?

– Есть распоряжение правительства Нижегородской области от 13 ноября 2008 года № 2077-Р, которое предписывает провести работу по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного автотранспорта на территории Нижегородской области. На основании этого постановлением администрации Нижнего Новгорода от 28.11.2012 № 5060 утвержден административный регламент. Указание на 10-дневный срок содержится в утвержденной форме предупреждения.

Автомобили эвакуируют как с проезжей части, так и с дворовых территорий

– Вообще в каком случае власти имеют право поднять чей-то автомобиль и переместить его куда-то неподалеку? Подобное часто практикуется при уборке снега и наледи.

– Перемещение автомобиля куда-то недалеко не предусмотрено. Если автомобиль припаркован в допустимом месте и не является разукомплектованным, то основания для такого перемещения автомобилей нет.

– Хорошо, а в каком случае автомобиль могут увезти на стоянку и требовать деньги за хранение и транспортировку?

– Административный регламент, о котором я говорил, содержит четкий алгоритм действий. 

После подписания акта в течение 3 рабочих дней на лобовом стекле или ином видном месте транспортного средства размещается предупреждение по установленной форме.

В этот же срок в официальном печатном издании – газете «День города. Нижний Новгород» и на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода публикуется информация о выявленном брошенном и разукомплектованном автотранспорте с требованием о его перемещении в места специального хранения и указанием на возможные последствия в случае невыполнения данного требования. При этом имя владельца транспортного средства не указывается.

В этот же срок в управление МВД по Нижнему Новгороду направляется обращение о необходимости вывоза транспортного средства в места специального хранения. Это делается для координации работы по извещению собственника.

В течение семи рабочих дней после поступления из МВД сведений о результатах работ по извещению собственников направляется заявка на предоставление эвакуатора. В назначенную дату эвакуации вновь должен быть произведен комиссионный осмотр транспортного средства с составлением акта о его вывозе.

Автомобиль перемещается на муниципальную временную стоянку и хранится там либо до момента истребования собственником, либо до решения суда, которым такое имущество признается бесхозяйным и передается в пользу администрации. 

Если собственник пожелает забрать транспортное средство, то ему вручат счет на оплату расходов на эвакуацию и хранение по утвержденным тарифам. Автомобиль отдадут только при предоставлении документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Если собственник откажется от такого автомобиля или не придет, то ничего платить не нужно.

– Разъясните, пожалуйста, понятие “разукомплектованности” автомобилей. Что это такое и как влияет на законность эвакуации таких авто?

– В правовых актах Нижнего Новгорода я не нашел понятия разукомплектованности автомобиля.  По каждому транспортному средству комиссионно составляется акт о выявлении брошенного и  разукомплектованного автотранспорта. Исходя из формы такого акта можно предположить, что в каждом конкретном случае решение, является автомобиль брошенным и разукомплектованным или нет, принимается исходя из визуальной оценки автомобиля: наличия двигателя, колес, стекол, капота, вмятин, царапин.

Я считаю, что это не совсем правильный подход, так как должны быть четкие критерии, как, например, в аналогичных правовых актах в других регионах. Там в числе таких критериев четко указывается на отсутствие колес, дверей, стекол и тому подобного. А в нашем случае нельзя исключать причисление к разукомплектованному технически исправного автомобиля с имеющимися вмятинами и царапинами по кузову.

– Житель Нижнего Новгорода пожаловался, что администрация Автозаводского района эвакуировала из двора дома, где он прописан, его автомобиль. Причина – машина якобы была разукомплектована, у неё была разбита фара. Увидев на автомобиле объявление, мужчина обращался в мэрию и полицию. Но это не помогло, через некоторое время машину всё равно увезли. Суды он проиграл, по его словам, так и не поняв, как была определена “разукомплектованность” его авто.

— Похоже, что в данной ситуации грубо нарушено требование административного регламента по соблюдению порядка перемещения транспортных средств. Конечно, комментировать однозначно конкретную ситуацию, не зная детали, не правильно, но в данном частном случае вновь возникает неопределенность, что относить к разукомплектованному, брошенному транспортному средству. В методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, такое широкое усмотрение отнесено к коррупциогенным факторам.

Фото: ИА «Говорит Нижний», vk.com/zloi_nino

Автор публикации

Публикации: 8725

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".