Концессия «Экологических проектов» на 50 млрд оспаривается в нижегородском арбитраже

В областном арбитраже оспаривается 50-миллиардная концессия, по которой ООО «Экологические проекты» организует в Нижнем Новгороде реконструкцию трамвайных путей. Истец – ООО «Москоу-Дэсижн» экс-депутата Евгения Лазарева — заявил о возниших у него (как и у многих организаций и физических лиц) трудностях из-за раскопанного «в зиму» полотна на улице Бекетова. По мнению Евгения Лазарева, работы организованы с серьезными нарушениями. Предварительное заседание по данному делу состоялось 25 февраля.
На предварительном заседании истец заявил, что с самого начала «раскопок» испытывает значительные трудности с проездом к своим площадям. Он подчеркнул, что с такими же проблемами столкнулись и другие организации, расположенные на улице Бекетова, да и вообще все нижегородцы, которые стоят в пробках и пытаются перейти дорогу сквоь технологические разрывы.
По мнению Евгения Лазарева, работы организованы с целым рядом серьезных нарушений. Во-первых, дорога вдоль улицы Бекетова, на которой расположены трамвайные пути, включена в перечень дорог местнго значения. Опираясь на ФЗ-131 об МСУ, истец заявил, что в этом случае в качестве организатора и закачика работ по замене путей должен выступать исключительно муниципалитет. С него и должен быть спрос.
Однако в данном случае работы организует ООО «Экологические проекты» (конечный владелец — областное правительство), заключившее концессионное соглашение о модернизации инфраструктуры электртранспорта с областным же правительством.
— У нас даже работы по строительству метро заказывает муниципалитет, — отметил Евгений Лазарев на судебном заседании, — а тут какие-то «Экологические проекты»… Основы правопорядка нарушены!
Во-вторых, контракт с подрядчиком заключен без проведения торгов — в обход ФЗ-44. В связи с этим бюджетные деньги (а концессия предполагает софинансирование из федерального и областнго бюджетов) не будут сэкономлены, а работы не будут жестко проконтролированы.
Более того, уход от ФЗ-44 позволяет заказчику работ (в данном случае «Экологическим проектам») не афишировать контракт и даже конкретного подрядчика. Так, истец обратил внимание на то, что рабочие на улице Бекетова одеты в куртки питерского ООО «Форт». В судебной переписке эта фирма ранее заявляла, что именно она является генподрядчиком по проекту модернизации путей на улице Бекетова. Однако в открытом доступе есть информация о том, что контракт на модернизацию инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде в целом заключен с о ООО «СТК-Строй» (Санкт-Петербург). Именно этого исполнителя назвала на судебном заседании представитель областного правительства.
Таким образом, какая именно организация является подрядчиком, не удалось выяснить даже 25 февраля в стенах суда.
По мнению истца, технологический процесс также организован с нарушениями – начиная с того, что работы начались перед зимой (а значит, есть риск их затягивания), и заканчивая пластиковыми заграждениями с деревянными настилами для пешеходов. Евгений Лазарев усомнился в том, что работы ведутся по проекту, который прошел экспертизу.
В итоге истец потребовал признать незаконным концесионное соглашение между областным правительством и ООО «Экологические проекты», а также контракт «Экологических проектов» с генподрядчиком.
Представители ответчиков на предварительное заседание явились (правда юрист «Экологических проектов» пришел без диплома и не был допущен до процесса) , но оспариваемых документов с собой не принесли. В частности, представитель правительства региона заявила, что не знает, где концессионное соглашение: «его надо искать». Это вызвало удивление судьи:
-Это как-то странно звучит, я удивлен. Они что у вас, теряются, что ли?
Судья Окороков Д.Д. обязал стороны принести документы на следующее заседание, которое состоится 2 апреля. Впрочем, ходатайство истца об истребовании договора подряда и концессионного соглашения удовлетворено не было. Это значит, что в следующий раз ответчики могут опять не предоставить оспариваемые документы — и никаких санкций за это не последует. В связи с этим Евгений Лазарев заявил отвод судье, который был отклонен.
«Говорит Нижний» будет следить за процессом.
Согласно данным сервиса Rusprofile, у ООО «Экологические проекты» (директор – Евгений Грабовский) два учредителя: АО «Корпорация развития Нижегородской области» и ООО «Технопарк Н20». Обе эти структуры на 100% принадлежат региональному минимущества.
В сентябре 2022 года областное правительство заключило с ООО «Экологические проекты» концессионное соглашение № 245-П о модернизации инфраструктуры наземного электротранспорта. Вся эта инфраструктура (пути, тяговые подстанции, контактная сеть и так далее) принадлежала ранее МП «Нижегородэлектротранс», однако в мае 2022 года она была передана вместе с предприятием в областное правительство, а затем перешла в руки концессионера.
Официально сообщалось, что в рамках соглашения «Экологические проекты» должны освоить 50,4 млрд рублей. Из них 32,1 млрд – кредит ВЭБ.РФ под 5,6% годовых, 15,4 млрд – субсидия из федерального бюджета и 2,9 млрд – софинансирование из бюджета Нижегородской области.
В ноябре того же года концессионер заключил прямой контракт на модернизацию нижегородского электротранспорта с ООО «СТК-Строй» (директор — Дмитрий Ким). Учредители данной фирмы – ООО «СТК» (Санкт-Петербург), принадлежащее экс-чиновнику комитета по инвестициям питерской администрации Евгению Васильеву, и ООО «ЭЙС» (Нижний Новгород) Веры Девликамовой.
Согласно порталу закупок, сумма контракта с ООО «СТК-Строй» – 23,6 млрд рублей. Это один из самых дорогих подрядов на территории Нижегородской области.
Информации о контракте с ООО «Форт» на модернизацию трамваных путей на улице Бекетова в открытом доступе нет.
Ранее «Говорит Нижний» подробно рассказывал о транспортном коллапсе, который возник в связи с реконструкцией трамвайных путей на улице Бекетова: дорога сужена до двух полос (по одной в каждую сторону), из-за чего в пробках стоят даже службы экстренного реагирования. Кроме того, пешеходы, в том числе и ученики трех школ, вынуждены пользоваться деревянными настилами и технологическими разрывами, чтобы перейти проезжую часть.
Фото: ИА «Говорит Нижний»