"Частному перевозчику оказался невыгоден социальный маршрут А-89, поэтому он его бойкотировал"
Маршрут А-89 «пос.Новая Стройка — Памирская» сохранит работу в новой маршрутной сети Нижнего Новгорода. Об этом стало известно на пресс-конференции, посвященной разработке и внедрению комплексной транспортной схемы (КТС). При этом руководитель Центра развития транспортных систем Нижегородской области Артем Бафанов сделал замечание: решение принято, но автобусом пользуются «всего 40 человек в рабочий день». Чиновники не считают маршрут популярным, видимо, поэтому он и существует сейчас по большей части только номинально, пассажиры не видят его на остановках. Если такая ситуация продлится, автобус рано или поздно исчезнет совсем. Общественники не согласны ни со статистикой, ни с перспективами исчезновения маршрута. Мы попросили высказать свое мнение основателя сообщества «Общественный транспорт в Молитовке» Даниила Ладыгина.
— Пока другие боятся, что их маршрут отменят, у нас уже, можно сказать, отменили целый социальный маршрут. В этой конференции, как и в ответах регионального Минтранса, по А-89 звучит цифра пассажиропотока: 40 человек в день. Такой пассажиропоток озвучил бывший перевозчик (ООО «Конка» — прим. ред.), которому на слово поверил Минтранс. Но… Как должны ездить пассажиры, если автобусы проезжают мимо остановок и ходят не по расписанию? Интересно, почему Минтранс защищает перевозчика, а не пассажиров?
Между тем, 2 сентября 2021 года была официальная новость от правительства Нижегородской области про первый день запуска А-89 по новому маршруту. В ней сказано, что за этот день было перевезено 1300 пассажиров. Не 80 (40+40), а 1300! При полном отсутствии информации о запуске А-89, кстати, со стороны Минтранса. Об этом за них сказало другое даже не профильное министерство.
Случаи проезда автобусами А-89 остановки «площадь Революции» — остановки маршрута с самым большим пассажиропотоком — фиксировались неоднократно, в том числе и мной. Минтранс молчит.
Более того, перевозчик активно использовал глушилки для блокировки геоданных о передвижении автобуса для того, чтобы перевезти как можно меньше пассажиров, плюсом ещё и ездил исключительно за маршрутками частного перевозчика. Итог всему этому — министерство транспорта готово было отказаться возобновлять перевозки по маршруту А-89, используя выводы перевозчика, который сделал всё, чтобы маршрут закрыть. Потому что А-89 очень сильно мешает другому перевозчику зарабатывать деньги на конкурирующих направлениях – Т-45 и Т-13 (обслуживает перевозчик ООО «Мещеряков и К» — прим.ред.), и именно поэтому ООО «Конка» бойкотировало работу маршрута А-89.
— Почему в обсуждениях пользователей на странице министерства транспорта и автомобильных дорог региона ВКонтакте несколько раз возникала тема, что маршрут А-89 связан с компанией «Мещеряков и К»?
— Почему маршрут связан с Мещеряковым? Потому что ООО «Конка» использовало автобусы, выходящие ныне на линию на маршрутах Т-45, Т-59, Т-67, принадлежащие очень похожим ООО и ИП, использующим фамилию «Мещеряков / Мещерякова».
Сейчас данный маршрут никто не обслуживает по факту, так как прежний перевозчик ушёл, его автобусы работают на вышеперечисленных частных маршрутах. При этом присутствие на А-89 кого-нибудь из других перевозчиков не замечено, как и автобусов, за сравнительно долгий промежуток ожидания.
Кстати, Минтранс заявляет, что маршрут работает, и на линию выходят 1-2 автобуса. Однако, прождав на остановке «магазин Водник» около часа времени вот того же 25 марта (день пресс-конференции по разработке и внедрению комплексной транспортной схемы – прим.ред.), я увидел шесть Т-13, четыре Т-86, два А-64 и один А-20. 89-го автобуса и в помине не было.
— А почему этому перевозчику невыгоден маршрут А-89?
— Основная причина — на частных маршрутах сейчас действуют нерегулируемые тарифы. То есть цена устанавливается перевозчиком, и он решает, действуют ли проездные в их автобусах или нет. Маршрут А-89, хотя и обслуживался частником, был социальным, то есть регулируемым, с более низкой стоимостью проезда и предоставлением всех льгот. Перевозчику в нынешних реалиях себя проще обеспечивать «живыми» деньгами за проезд, нежели ждать компенсации за льготные категории, тем более при отсутствии альтернативы все, кому надо ехать, будут пользоваться именно этими маршрутами. Потому что они работают, а социальные постоянно сталкиваются с трудностями.
— Что касается самой конференции, какие итоги вы могли бы обозначить?
— Итогов, по сути, и нет. Нам опять показали вырезки из комплексной транспортной схемы, показали видоизменения очередных маршрутов, пролили очень много воды про цели введения новой КТС. Вопросы по некоторым маршрутам были не до конца прояснены. Например, лично мне непонятно, вернётся ли в Молитовку 88-ой маршрут, так как были названы три точки маршрута «Дачный посёлок — Пролетарская — Горького». На участке от Пролетарской до Горького он может ехать и через проспект Ленина, и через Глеба Успенского, и вообще через улицу Новикова — Прибоя (как он следовал исторически). При этом сейчас Т-88 вообще по этой трассе не проходит. (Нынешний маршрут Т-88 «Дачная-Микрорайон Кузнечиха-2» — прим.ред.).
Конкретики по многим из остальных маршрутов нет. Нет и понятия, как оставшиеся маршруты будут ходить. И самое главное — будут ли частные перевозчики допущены к новым социальным маршрутам. Почему вспомнил про них? Потому что «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) уже сейчас не справляется с действующим выпуском на свои маршруты. Например, на маршруте А-20 максимальный выпуск автобусов — 20. А на линию выходят от силы 8-10 единиц, и таким образом, что они дышат друг другу в затылок, а потом интервал в час. То есть налицо ещё и проблемы с диспетчерским регулированием. Поэтому передача некоторых маршрутов другим перевозчикам на основе конкурсных процедур, скорее всего, будет.
Для пассажиров, конечно, важен принцип стабильности и постоянности. И стабильные маршруты перевозят больше пассажиров. Посмотрите на А-71 «Торфопредприятие-пл.Свободы». Другие маршруты сормовичи просто не знают, потому что не видят их. Или вспомним маршрутку Т-83, на которой ездит весь Северный поселок и жители проспекта Ленина. Они рады бы видеть А-58, но его нет. А-58 очень сильно просел, до такой степени, что его пассажиропоток стал забирать другой, но более частый социальный маршрут — 40.
Фото: со страницы сообщества «Общественный транспорт Нижнего Новгорода» в ВК.