
"Станцию “Горьковскую” нужно сделать пересадочной и рыть в сторону “Сенной” на глубине в 60 метров"

На днях у стройплощадки метро на улице Горького был введён режим повышенной готовности. Он требует провести обследование дома №115, где располагается отель Ibis, на предмет целостности конструктива здания. Ранее мы уже рассказывали о том, что из-за “большой стройки” трещинами пошёл соседний жилой дом с медклиникой (№113). Из-за этого строительство метро на улице Горького было остановлено и до сих пор не возобновлено. Об опасности подземных работ в этом районе не раз заявляла архитектор Елена Кармазина. Ещё на начальных этапах строительства она предупреждала широкую общественность и строителей, что в этих местах протекают большие потоки подземных вод. «Говорит Нижний» попросил Елену Львовну прокомментировать сложившуюся сегодня ситуацию.
Улица Горького: а будет ли котлован?
– Площадка строительства метро на улице Горького простаивает с сентября 2023 года. Я сама живу в двух шагах оттуда, – рассказывает Елена Кармазина. – В прошлом году летом вокруг ходили геодезисты. Они мне сказали, что ищут грунт попрочнее, так как на Горького он плывёт.
Примыкающий к стройплощадке жилой дом, где находится клиника “Волгатрансгаз” (улица Горького, 113), строился на моих глазах. Сначала возвели дом чуть выше по Студёной (№32). Потом начали строить этот, где клиника. Когда только котлован под него вырыли, по 32-му дому пошли трещины. Дело в том, что там грунт поплыл, потому что под улицей Студёной течёт речка.
Строительство тогда остановили, сделали шпунт Ларсена: по всему периметру забивали металлические швеллера. Потом обшивали всё это изнутри стальным листом и забетонировали в основание плиту. То есть у них изначально фундамент был заложен гораздо проще, но, чтобы удержать это девятиэтажное здание, им пришлось “вбухать” бешенные деньги.

Что происходит сейчас? В шести метрах от фундамента этого дома набурили буронабивные сваи – забили забетонированные металлические трубы на всю их длину. Насколько точно – не рассказывают, должно быть 25 метров. Эти трубы – по всему периметру котлована. То есть котлован у них получился такой окаймлённый стеной.
Внутри него начали убирать грунт, но в этом “корыте” отовсюду прёт и прёт вода. Тогда они туда начали закачивать цемент. Я смотрела на это и смеялась – как будто бальнеологический курорт открыли: цемент закачивают, а он – пузырями наверх выходит. Похоже на грязевые вулканчики.
Мучались строители мучались, но, вроде, остановили немного воду. Цемент схватился, они с радостью начали уже сухой грунт выбирать – и встали: три метра в глубину из двадцати выбрали и всё. Поехали и отель Ibis, и дом, где медцентр.

Я не знаю, будет ли у них тут вообще котлован. Щит привезли, но он лежит напротив диагностического центра, и его не собирают. Мне кажется, что нас бросят и вот это всё грязное и разбитое – нам самим придётся восстанавливать.
Площадь Свободы: цементные инъекции
– Через площадь Свободы тоже идёт поток воды, по диагонали, – продолжает Елена Кармазина. – У меня есть подруга, которая живёт в двух шагах оттуда – на Ванеева,1. Её отец был главным инженером бывшего “Гипронефтехима” – нефтехимического проектного института. Это здание на улице Горького напротив “Атомэнергопроекта” (ул.Горького, 147А). Они тогда строили жильё для себя, учитывали подземные воды и вложили тогда определенный запас прочности, но даже это не выдерживает. У них в подвале дома уже стоит 15 сантиметров воды.
И вот рядом с бывшим “Гипронефтехимом” собираются на 20 метров зарыть в грунт стену, чтобы таким образом перекрыть поток. Но куда он пойдёт? Там же целый жилой квартал у ТЮЗа.

Подробно с картой можно ознакомиться по ссылке.
Метростроители “ковыряются” на площади Свободы уже второй год, перекладывают коммуникации, но так и не могут закончить, так как там повсюду течёт вода, которая мешает. Сейчас они вздумали её цементировать. Прямо с поверхности земли туда решили закачивать цемент. Делают инъекции на 30 метров: как шприцом загоняют на глубину цементный раствор, чтобы грунт стал плотнее и можно было рыть. При этом скорее всего они не знают трассу, по которой идёт вода, и не знают, на какой глубине она проходит.
Даже дачи так не строят
Я не знаю, как и кто рисовал трассу прохождения метро, но такое ощущение, что просто взяли карту города и прочертили по ней линию. Нам рассказывают, что проект проходит поэтапную госэкспертизу. Как это может быть? Строительство уже ведётся, а проект ещё проверяют. Даже дачу себе нельзя так строить. Сначала проект, его проверка, а уже потом строительство. А тут такой стратегический объект — и без утверждённого проекта уже роют вовсю!

Что делать
Нижний Новгород стоит на горах, а это означает – большие перепады высот. В историческом центре, где хотят построить две новых станции, проходят русла сразу нескольких подземных речек. Всё это говорит о том, что в нагорной части города необходимо строить станции метро глубокого заложения – около 60 метров в глубину.
Да, станцию “Горьковскую” зачем-то сделали неглубокой, на 16 метров. Из-за этого образовался безобразный уклон, по которому поезда «катятся» с горы. Но никто не мешает, например, сделать “Горьковскую” пересадочной станцией и уйти в глубину. Там щит пойдёт – “за здорово живёшь”.
Фото: ИА «Говорит Нижний», Е.Кармазина.