Обойдемся без психологов? Стрельбу в школах Нижнего Новгорода предотвращают методичками для учителей

Похоже, нижегородский педагогический университет (НГПУ) оказался втянут в гонку, связанную с попытками искоренить стрельбу в школах (так называемый скулшутинг). В декабре 2021 года вуз сделал громкое заявление: при поддержке МЧС РФ и лично Юлии Шойгу (дочь министра обороны) в его стенах создан первый в стране Ситуационный образовательный центр. В рамках проекта была разработана программа по борьбе экстремизмом и терроризмом. Педагогов должны были научить профилактике скулшутинга, а также действиям на случай, если беда все же произошла. С этого года программа худо-бедно начала реализовываться. Тем временем, на последнем заседании Совета Федерации по науке МВД РФ заявило о создании такой же программы. Причем она преподносится как свежая и эффективная. Кто возьмет верх и спустит пособие на школы страны? А главное — станут ли школы безопаснее?
И там выявление, и тут выявление
Давайте посмотрим, насколько заявления были громкими, а цели масштабными. В НГПУ заявляли, что главная цель Ситуационного образовательного центра — выявлять риски возникновения экстренных ситуаций. Разработчики планировали научить педагогов выявлять намерения школьников, грамотно вести себя при возникновении ЧП. В марте этого года заявляли, что программу планируется масштабировать на преподавателей из других регионов.

О чем говорили представители МВД РФ на Совете Федерации по науке? В общем и целом, заявления делались те же самые. МВД разработало пособие для учителей и администраций учебных заведений, которое поможет выявлять учащихся, планирующих атаки на школы. Наряду с этим образовательное пособие научит преподавателей, как вести себя при нападении.
Возможно, при разработке образовательных программ привлекались даже одни и те же специалисты. Во всяком случае, явные сходства в привлечении экспертов есть. МВД РФ, разрабатывая пособие, привлекало профессоров из МГУ, Следственного комитета, специалистов Минобрануки. Научное сообщество педагогического университета работало совместно с МЧС и силовиками. Обе разработки направлены в первую очередь на то, чтобы выявить агрессора на ранней стадии и не допустить атаку на школу. Обе программы учат педагогов грамотным действиям в ситуации, когда нападения избежать уже нельзя.
«Масштабирование» не задалось
Несмотря на амбициозные заявления о масштабах работы первого в России Ситуационного образовательного центра, программа НГПУ имеет весьма ограниченный охват. Пока, во всяком случае. Как рассказали в пресс-службе вуза, на сегодняшний день обучение прошли лишь педагоги Нижнего Новгорода — чуть более 500 человек (13 школ города). Почему радиус работы оказался столь ограниченным? Ведь планировали тиражировать программу на школы страны… Такое положение дел кажется еще более странным в условиях того, что программа Мининского университета по противодействию экстремизму и терроризму прошла экспертизу и вошла в федеральный реестр Академии министерства просвещения. То есть вуз уже получил законное право спускать свою разработку российским образовательным учреждениям.
Почему громкие заявление нижегородского вуза разошлись с реальными достижениями? Тут могут быть два варианта. Первый: программа Мининского университета не показала свою эффективность, и было принято решение просто спустить ее на тормозах ( отметим, первое и последнее заявление вуза о прошедших обучение школьных педагогах было в марте этого года). Правда, нам неизвестно, измерялась ли каким-то образом эффективность программы, проводилась ли работа над ошибками. Если нет, то в таком случае МВД РФ рискует наступить на те же грабли.
Второй вариант — у дочери министра обороны РФ просто не хватило влияния, возможностей или желания продвигать первый в России Ситуационный образовательный центр. В таком случае понятно, что проект отошел в более влиятельные и (или) заинтересованные “руки”. Кстати, в Мининском университете на вопрос о финансовой поддержке отвечать не стали. Ограничились лишь уклончивым ответом — “Ситуационный образовательный центр работает в рамках бюджета вуза, стороннего финансирования нет”.
Эффективный инструмент или правила ОБЖ?
Теперь давайте попытаемся оценить, насколько эффективна программа Ситуационного центра ( разработка МВД РФ пока не спущена в школы, и мы ничего о ней сказать не можем). Программу Мининского университета весной прошла МАОУ «Школа 187». Директор образовательного учреждения Валерий Малинин остался вроде бы доволен:
«Педагоги должны уметь предотвращать проявления опасных ситуаций во время образовательного процесса, уметь предпринять грамотные действия при их возникновении. Ведь речь идет о жизни и здоровье детей. Программа Ситуационного образовательного центра Мининского университета – эффективный инструмент в достижении этих задач».
С таким мнением не очень согласны те, кто уже прошел обучение и должен применять полученные знания. Своей позицией ( правда, анонимно) поделился школьный учитель: по его словам, программа построена в большей степени на известных для опытных сотрудников психологических приемах и правилах ОБЖ. Правда, был отмечен большой плюс — учили прямо в школе, лишнего времени тратить не пришлось.
Видимость решения проблемы
Здесь стоит копнуть глубже и ответить на главные вопросы: не является ли такая работа поверхностной? Стоит ли перегружать и без того заваленных работой и бесконечными отчетами школьных учителей? Своим мнением поделился практикующий нижегородский психолог Евгений Быстров:
«Каждый должен заниматься своей работой. В данном случае профилактикой и выявлением агрессоров в школе должны заниматься специалисты — школьные психологи. Только тогда это будет эффективно. Во многом при помощи родителей, а в каких-то ситуациях и правоохранителей. Что же касается учителей, то им следует лишь регулярно тренировать шаги на случай, если ЧС все же произошло. Применять разработанные методички по предотвращению и профилактике учителям будет сложно. Если во время обучения предлагаются конкретные кейсы, то преподаватели научатся использовать именно их. Но каждый подросток индивидуален, а значит и разбираться в особенностях его поведения по шаблонам нельзя».
Таким образом, получается, что на сегодняшний день реального решения проблемы нет. Есть лишь яркая видимость решения проблемы — и конкурентная борьба между громкими заявлениями.
Почему две широко анонсируемые программы обходят стороной главную тему — тему подготовки и увеличения штата школьных психологов — вопрос открыт.
Между тем, специалистам по предотвращению и профилактике в Нижнем Новгороде есть с кем работать. Как рассказали нам в пресс-службе МВД по региону, по состоянию на июль на профилактическом учете в ПДН состоят 1817 несовершеннолетних. А как ранее заявили в федеральном министерстве внутренних дел, состоящие на учете в ПДН имеют «те или иные отклонения». Другими словами, эти ребята (и не только эти) и являются той самой группой риска, о которой говорится в методичках.
Может быть, первому в России Ситуационному образовательному центру стоит пересмотреть подход к делу и в ответ на еще одну методичку для педагогов разработать по-настоящему эффективную комплексную программу?
Кира Лановская
Читайте также
Ничего не найдено