Александр Седов,
транспортный обозреватель:

"Ну это же смешно: автобусы и трамваи у нас будут региональными, а метро, которое требует громадных затрат, — останется муниципальным…"

12.05.2022 13:52

Муниципальное предприятие «Нижегородэлектротранс» перейдет в ведение министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Вопрос рассмотрели и одобрили депутаты городской думы. Министр имущественных и земельных отношений региона Сергей Баринов, присутствовавший на заседании, сообщил, что таким образом удастся подать заявку на участие в программе модернизации электротранспорта. Кроме того, закон предусматривает распределение на региональный уровень вопросов регулярных перевозок. Почему решение — правильное, но комплексный подход к рассмотрению проблем общественного транспорта все равно отсутствует, размышляет транспортный обозреватель Александр Седов.

Передача в «область» – это выход

В сегодняшних условиях муниципалитет не может обеспечивать работу такого гиганта, как НЭТ. Речь идет не только о выплате зарплат, которая там, кстати, ниже, чем в среднем по региону, речь идет об инфраструктуре. Это миллиарды. Их у городского бюджета нет. Больше половины муниципального бюджета идет на социальные нужды, нам депутаты постоянно говорят, что он социально ориентирован – это значит, что мы только закрываем большие дыры, это не бюджет развития. А транспорт – это всегда развитие. Там высокая амортизация. И если ты два-три года что-то не закупил, не обновил – все начинает сыпаться. Мы это видим на примере НЭТ, где износ приближался к 100 процентам. Конечно, выручил московский подвижной состав. Да, он БУ, уже несколько изношен. Так вот, даже он по сравнению с нашими вагонами смотрелся как новый.
В той государственной модели, в которой мы живём, передача НЭТ в область – это отличный выход. Другой вопрос – как регион распорядится имуществом, которое ему передаст муниципалитет. Вообще, сегодняшняя система получения денег из федерации построена по такому принципу, что заявку подает не муниципалитет, а субъект федерации. То есть логика просматривается:  субъект подает заявку и пытается под свое предприятие получить деньги, запустить какой-либо процесс.

Довели до руин – и теперь спасаем

Но если расценивать это решение как сплошной мёд (а оно в моих глазах выглядит положительным), то «дёгтя» тоже достаточно. Мы долго решали, куда у нас уйдет НПАТ. Десять лет назад мы его с областного уровня передали на городской. В городе мы его довели до состояния «пациент скорее мертв, чем жив». И спустя какое-то время те депутаты, которые голосовали за принятие НПАТ на муниципальный баланс, дружно подняли руки за передачу в область. Они точно были в сознании?
Окей, правильно сделали, что передали! Я согласен, что там больше возможностей, больше «удочек», с помощью которых из федерации можно достать деньги. Но почему вы 2 года назад не передали НЭТ? У нас уже тогда были все программы по модернизации, все проекты. Говорили что да, это надо – вот-вот сделаем. Но к тому моменту, когда решили все-таки передать НЭТ, мы довели его до состояния выпускника Освенцима. И сейчас депутаты спрашивают у областного правительства: а как вы будете наш электротранспорт развивать? Так ребята, это у вас надо спросить – а вы где были все это время? У нас транспортная комиссия же заседает каждый месяц. Почему же вы не изыскали деньги, не пролоббировали этот вопрос, дали кусками отрезать линии, лишая предприятия заработка? Разве транспорт у нас не социально значимое явление? Социально значимое. Почему тогда у нас кондукторы с вагоновожатыми получают по 20 с копейками тысяч? Как на эти деньги можно вообще прожить? И как можно развивать транспорт, говорить о безопасности транспорта, я уж молчу про комфорт, когда у нас вагоны возили еще октябрят?

Где комплексный подход?

Мы все время говорим о комплексном подходе. Так какой комплекс может быть, если у нас транспорт разложен по разным карманам? В потаенном кармане – частные перевозчики, непонятно, что там вообще лежит и кто кому отстегивает, в муниципальном кармане – один вид транспорта, в областном – другой… И вот мы суем по разным карманам и потом говорим: ой, вы знаете, какой-то тут бардак… А какой же порядок-то может быть?
Поэтому депутатам надо было проявить принципиальность, а региональному правительству политическую волю — и передать заодно метро. Ну это смешно: автобусы и трамваи у нас будут региональными, а метро, которое требует громадных затрат, — останется муниципальным. Город ведь отвечает за его содержание, а у нас постоянно текут и требуют ремонта тоннели — особенно участок между Пролетарской и Автозаводской. Там применялись при строительстве новые на тот момент технологии, которые себя впоследствии не оправдали. И это постоянная ноша, которую муниципалитет на себе несет. Каждый год год выходит в Заксобрание и говорит: дайте нам дополнительный миллиард рублей, нам не хватает на метро.
Потом, мы ввели Горьковскую, Стрелку… А ввод каждой станции увеличивает расходы на содержание. Плюс у нас становится больше требований к безопасности. А безопасность – это опять расходы. Тут не надо мелочиться. Бафанов (руководитель регионального Центра развития транспортных систем – прим. Ред.) по этому поводу сказал: давайте не будем забегать вперед. Ребята, тут не забегать вперед, тут догонять давно уже надо! Предположу, что из тех расчетов, которые у них есть, им пока хватает передачи НЭТ. Сейчас как раз есть программа на десятки миллиардов рублей по модернизации, где ставка делается на трамвай, и вроде как даже на электробус… Но опять же, это половинчатое решение, это не системное решение! Если спросить у Олега Яушева (директор Нижегородского метрополитена – прим. Ред.), хватает ли ему денег, он в лучшем случае молча заплачет, а в худшем закричит караул. Потому что денег у него не хватает, об этом он говорит на думе каждый год. Опять же, если будет единый проездной – туда логично и метро присоединить. Всегда если хозяин берет упряжку, он берет упряжку всех лошадей. Какая-то одна лошадь не может бежать отдельно!
Я хочу напомнить,  что в советское время метро подчинялось министерству путей сообщения, даже не области. Это был отраслевой сектор. А сейчас у нас что? Осталось только его вообще передать в Новинки, чтобы сельсовет им руководил, на баланс взял… Ну это же смешно! Но то, что «область» вяла НЭТ на баланс, — это правильно, это давно надо было сделать. Сам по себе электротранспорт – подземный, надземный – это всегда очень большие деньги. Это тяговые подстанции, это пути, это электрохозяйство, это подвижной состав, дэпо… Да, это хозяйство в перспективе даст экономию. Но в него надо вложиться. А чтобы вложиться, нужно иметь ресурсы. У муниципалитета их нет.

Фото: сайт администрации Нижнего Новгорода

Автор публикации

Публикации: 8422

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".