"Молодые специалисты не идут в школы. Кто захочет работать за 15 тысяч рублей с постоянно растущей бюрократией?"
Кадровый дефицит в сфере школьного образования по России составляет 250 тысяч человек. Такие данные озвучили в Центре экономики непрерывного образования РАНХиГС. В Нижегородской области в прошлом году были свободны 1482 учительские ставки. По новому учебному году цифры уточняются в правительстве региона. Но в том, что учителей не хватает, сомневаться не приходится. О ситуации рассказывает Дмитрий Казаков, учитель истории из Павловского района, член Совета межрегионального профсоюза «Учитель».
— Не хватает учителей практически по всем направлениям: по математике, русскому языку, иностранному языку… И молодые педагоги не идут работать в школы, это проблема.
Одна из важных, на мой взгляд, причин – нестабильность, непонимание того, ка мы будем работать завтра. Каждый год, каждый день несет какие-то нововведения, реформы, то есть улучшения, с точки зрения чиновников. Это приводит к постоянному стрессу. В результате специалисты либо уходят из школы, либо вообще не приходят. Ведь кто чаще становится педагогами? Дети бывших или действующих учителей. (У меня, например, мама была учителем). Но теперь они слышат от своих родителей, что работать тяжело, непонятно. Ты просто находишься в состоянии стресса непрерывно.
— Тем не менее, вы пошли в эту профессию?
— Да, я пошел в 2007 году, когда еще такого, извините за выражение, безобразия не было. Кроме того, в Нижегородской области была программа по привлечению молодых специалистов в село. Я верил, что правительство взялось за образование так, чтобы сделать его лучше. Сейчас уже, наверное, привык и считаю своим долгом остаться в профессии и с помощью своей активной позиции влиять на то, чтобы проблемы решались. Во всяком случае, состою в независимом профсоюзе, стараюсь озвучивать острые школьные проблемы.
— Вы сказали, что каждый год приносит нововведения, которые отбивают желание работать. В этом году такие есть?
— Да, к примеру, очередная чиновническая идея касается воспитания. Оказывается, в школе до этого года не воспитывали. С чего это взяли чиновники, я не знаю. Даже в институте нас учили составлять план-конспект урока, в нем всегда были три задачи – образовательная, развивающая и воспитательная. На любом уроке процесс воспитания не прекращается. Но, если раньше мы занимались воспитанием детей, и бюрократически это нигде не прописывали, то теперь будем. Еще вводится должность советника директора по воспитательной работе. Хотя и до этого был замдиректора по воспитательной работе. Возникает новая должность, а вместе с ней новые мероприятия для отчетности.
Не знаю, что из этого хотят сделать чиновники. Назвать это вредительством у меня язык не поворачивается, я не думаю, что у нас все настолько хотят вредить. Мне кажется, такие идеи возникают от непонимания учебного процесса. Учителей никто не спрашивает. В итоге появляются нововведения, которые, кроме трудностей и отвлечения педагогов от настоящей деятельности, ничего не приносят.
— Вы же в Госдуме выступали, высказывали свое мнение.
— Да. Это был 2019 год. Первое, о чем там говорили – зарплаты педагогов. Присутствовали экс-министр просвещения Ольга Васильева, действующий сейчас министр просвещения – Сергей Кравцов. Выступали молодые педагоги из нескольких регионов. Спикер Государственной думы Вячеслав Володин допытывался тогда у министра образования, какая же зарплата у молодого учителя. Но она не смогла ответить. А потому что зарплаты маленькие. Если человек, который окончил вуз, придет в школу, возьмет ставку 18 часов в неделю, то он будет получать МРОТ, то есть около 12 тысяч рублей. Да, конечно, если молодой специалист наберет две ставки, классное руководство, представим, что он гениален, и сразу начнет участвовать во всех мероприятиях, конкурсах, акциях, и тогда его зарплата будет около 20 тысяч. Вообще система зарплат в школах сложная. Может, в очень богатых учреждениях с помощью стимулирующего фонда надбавок и получится больше, но я сомневаюсь. Об этом мы говорили в 2019 году. Экс-министр уверяла, что молодой педагог должен получать среднюю зарплату по региону. По Нижегородской области – это 35 тысяч рублей, не помню точно, но выше 30 тысяч. Разве после этих слов что-то изменилось? Молодые педагоги стали получать по 30 тысяч? Нет. Я в 2019 году получал зарплату 25 тысяч рублей. Я был вовсе не молодой педагог, со стажем больше 10 лет. Даже сейчас, если я возьму ставку и классное руководство, у меня не будет 30 тысяч. 35 тысяч у меня будет тогда, когда я возьму две ставки или полторы ставки, классное руководство и еще какие-то обязанности, не связанные с педагогическим трудом. То есть надо брать нагрузку, несоразмерную с тем, чтобы ее реально эффективно осуществлять. Халтура будет.
У меня в прошлом году было много часов из-за того, что не хватало учителя по информатике. Я, несмотря на то что историк, был связан с информатикой определенным образом и взялся преподавать. У меня была нагрузка 40 с лишним часов. Да, получал чуть выше средней, но это за счет неродного предмета и ряда определенных трудностей из-за этого. А сейчас у меня будет нагрузка 25 часов и классное руководство, дай Бог, будет зарплата около 30 тысяч. А у молодого педагога при моей нагрузке, у которого нет стажа, нет категории, от которой тоже многое зависит в плане надбавок, нет опыта зарабатывать баллы для стимулирующих выплат. Какую зарплату он будет получать?! Кто пойдет работать за 15 тысяч?
Ну ладно, есть люди, которые готовы лет пять поработать, набраться опыта и дождаться чуть более высокой зарплаты, но у них отбивается желание отчетностью. Эта тема тоже в Госдуме поднималась, но никак не решилась. Это та нагрузка, которая сыпется на учителей как из рога изобилия со стороны различных ведомств в виде отчетов, участия в конкурсах, акциях, проверочных работах. И молодой педагог вдруг понимает, что он занимается тем, чтобы быть статистом в мероприятиях, которые проводит или инициирует министерство просвещения. Они могут быть неплохими, но часто неинтересны учителю. Когда присылают конкурсы без обязательного отчета, рекомендательные, в них практически никто не участвует. Но ведь министерство инициировало, скорее всего, выделены определённые средства, а никто не участвует. Как же они отчитаются за свою работу? Естественно, начинается давление. Вот сейчас у нас 3 сентября, действительно, трагическая дата, день памяти жертв теракта в Беслане. И к этой дате подготовлено мероприятие, которое спущено сверху. Нам не верят, что мы сами в школе сможем провести это мероприятие. Мы прекрасно сами знаем эту дату. Но ведь обязательно должен быть фотоотчет. Неужели министерству так важно его получить? Или, например, в конце августа, мы были на методических мероприятиях по истории. Дали задание провести «Петровский урок» с отчетом по определенной форме. 1го сентября должен пройти классный час «Будь как Невский». Вот уже три мероприятия, которые мы должны будет организовать в первых числах сентября.
И когда педагог приходит, окунается в бюрократически-отчетную мешанину, естественно, у него это вызывает бурю негодования, человек просто не может сосредоточиться на своем предмете, нормально анализировать то, что он преподает. Ведь любой педагог, чтобы качественно вести предмет, должен дома готовиться к урокам. Когда ему этим заниматься? Некогда. Кто-то отказывается, кто-то остается, но из-за постоянных мероприятий «сверху», качество образования сильно падает.
— Как вы видите решение этих проблем?
— Решение должно идти параллельно. Должна быть запрещена избыточная нагрузка на учителей, связанная с конкурсами, отчетами. По закону об образовании от 2012 года школы автономны, никто не в праве им что-то приказывать. Но парадокс в том, что директора у нас назначаются муниципалитетом. На мой взгляд, директора должен выбирать педагогический коллектив, возможно, с привлечением родителей. Более того, директор может быть уволен с должности без объяснения причин. Поэтому им приходится подчиняться управлению образования.
Ну и ситуация с дефицитом школьных кадров изменится, когда на зарплаты просто увеличится бюджетное финансирование. Сейчас у нас зарплата повышается не за счет того, что ее поднимают, а за счет того, что интенсивность труда увеличивается. Мы просто хотим жить достойно и самореализовываться в профессии, не сверху принимать указы, в каком направлении развиваться, а свой путь искать. И чтобы было время заниматься педагогическим мастерством.
Фото: kpfu.ru.
Читайте также
Ничего не найдено