Владимир Арискин,
Художник-монументалист:

"Мне за мать с ребенком на панно «Связь времен» немного досталось"

20.11.2022 22:04

Монументальное панно «Связь времен» давно уже стало одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Оно расположено на стене дома купца Мичурина рядом с улицей Рождественской. Объектом культурного наследия является этот дом, а не появившаяся на нем в советское время композиция. Тем не менее, в этом году в бюджете нашлись деньги на работы по восстановлению «Связи времен», что вызвало у читателей ИА «Говорит Нижний» ряд вопросов. С какой стати это полотно вообще появилось на памятнике? Так ли уж необходимо было его восстановление? И вообще, что там изображено? Эти и другие вопросы мы задали художнику Владимиру Арискину — автору панно, который занимался его восстановлением.

Владимир Иванович, расскажите историю создания «Связи времен». С чего все началось?

Это был 1987 год. В художественный комбинат поступил заказ на создание монументального панно. Этот заказ, как это раньше делалось в советское время, распределили среди художников. Тогда я только приехал в город Горький из Ленинграда по распределению.

Варианты панно были разные. Мне тогда было 30 лет, для художника самый расцвет. Поэтому варианты были экспериментальные. Хотелось сделать что-то близкое к 20-годам прошлого века, что-нибудь авангардное. Но это не приветствовалось, и поэтому я с командой пошел по традиционному пути советского монументального искусства.

Город Горький, 1987 год. Работа над панно в самом разгаре

Может быть, поэтому оно и осталось, потому что было выполнено в таких традициях.

В монументальном искусстве заложено прославление того, что должно остаться в памяти, зафиксироваться не на один год, а на 20-25 лет и больше. На тот момент требовались какие-то обобщения. Так, в левой части работы отражены годы войны, в правой  части – будни того времени. На тот момент город был знаменит ракетами и метеорами.

Город Горький, 1987 год. Промежуточные работы

Все это объединила духовная составляющая. Поэтому в центральной части я изобразил фигуру женщины с ребенком.

Мне за эту мать с ребенком немного досталось. Претензии градостроительного совета были в том, что этот образ очень похож на образ Богоматери. В то время такое не приветствовалось. Но мне кажется, поэтому и сохранилось панно, этот момент объединяющий сыграл основную роль, со временем в работе появилось духовное наполнение.

Как проходила работа над созданием этого художественного панно?

Я профессионал. Любая профессиональная работа делится на этапы. Сначала выбирается тема. Монументальное искусство вторично. Поэтому сначала изучаются аналоги, которые могли бы быть близки к этой теме. Собирается материал. Потом появляются свои мысли. Все это выливается в эскиз, варианты эскизов.
Потом варианты обсуждаются сначала на худсовете комбината, затем выносится на обсуждение градостроительного совета, в котором принимают участие художники, архитекторы и другие специалисты. Они высказывают свое мнение. И только потом утверждается окончательный вариант эскиза.

Наши дни. Центральная часть панно

Компьютер в то время уже был, но практики работы с ним не было, да и компьютерные программы были несовершенны, легче было работать проверенным способом. Поэтому сначала делался эскиз в натуральную величину. Только после этого снималась калька и шла работа в мастерской, выбирался материал.

Панно было выполнено из цветного цемента. Работа над ним длилась три месяца. Столько же понадобилось времени, чтобы отреставрировать панно.

Все остались довольны работой, кроме автора. Но все недовольство и претензии я хотел бы оставить при себе. Иногда автор оказывается неправ. Та работа, которая ему нравится, меньше всего нравится окружающим…

А вы помните, как проходило открытие этого панно?

Любое открытие было условным и приурочено к какой-то дате. Нас подгоняли, леса разбирали под ногами художников. Сдача объекта была скоропостижной. Мы там даже не успели кое-что доделать в правой части. Главное, чтобы было сделано к сроку. Если я не ошибаюсь, панно создавалось к юбилею Октябрьской революции.

Вам, наверное, за эту работу премию большую заплатили?

За эту работу я получил гонорар. Сколько именно, я уже не помню. Монументальное искусство — искусство дорогое. Не каждый возьмется за такую работу. Для этого нужны навыки, опыт и очень большая ответственность.

Наши дни. Так панно выглядело до реставрации

Если бы вас сейчас попросили создать панно «Связь времен», что бы вы изобразили?

Вопрос о том, что я бы изобразил, во многом бы зависел от заказчика. Монументальное искусство — это не картина, где все зависит от тебя. Это общественное пространство, где любой объект требует согласования с городом. Конечно, сегодня это была бы совершенно другая композиция, прошлое и особенно настоящее современный человек воспринимает по-другому.

Как уточнили «Говорит Нижний» в администрации Нижнего Новгорода, работы по реставрации панно проводились в период с августа по октябрь (09.08.-26.10.). На эти цели было направлено порядка 3 млн рублей.

Евгений Круглов

Фото пресс-службы администрации Нижнего Новгорода и из архива Владимира Арискина

0

Автор публикации

не в сети 3 часа

govoritNN

1
Комментарии: 0Публикации: 5434Регистрация: 04-09-2020