Евгений Быстров,
психолог:

"Качественная реклама счастливой семьи эффективнее запрета идей чайлдфри"

07.03.2023 12:48

В конце февраля в Госдуму внесли законопроект, запрещающий распространение среди молодежи идей чайлдфри (это западное течение, участники которого не желают иметь детей). Как считают авторы проекта, такие идеи угрожают не только демографической катастрофой, но и идут вопреки с традиционными ценностями. Могут ли ограничения и запреты повлиять на желание подростка завести семью? Есть ли риск получить обратный эффект? Подход взрослых к непростой теме оценил семейный психолог Евгений Быстров.

Эксперт считает, что любой запрет вызывает лишь дополнительный интерес:

— Принимая решение ограничить детей от мировоззрения чайлдфри, нужно в деталях продумывать технологию внедрения. На подростков, которые разделяют эти идеи, запреты не скоро сработают: кто-то молча останется при своем мнении, кто-то с юношеским максимализмом будет отстаивать право на мнение. Одновременно с этим «запрещенкой» заинтересуются те, кто еще вчера и не слышал о чайлдфри. Топорные методы из рязряда «нельзя, не читай, не смотри» здесь не сработают. Если тема уже привлекла, перебить ее сможет только интерес к другой. Снизить популярность чайлдфри можно, если с юных лет показывать делом, что семья – это счастье. Ключевое здесь – показывать.

По мнению нижегородского эксперта, в первую очередь на решение ребенка влияют родители. Желание или нежелание завести детей зависит от картинки, которую каждый день подростки видят дома:

— Ребенку можно каждый день говорить, как важно и нужно иметь семью в будущем, объяснять, что в этом и есть смысл. Слова не будут иметь значения, если дома он видит негатив. И речь здесь не только социальном благополучии в семье. Можно быть сытым, обутым, с новеньким телефоном, но несчастным. Если ребенок видит постоянные ссоры родителей, слышит ругань, он едва ли захочет себе таких проблем в будущем. Каждый день ко мне на консультации приходят семейные пары на пороге развода. Эти люди создали семью, но не могут договориться, кто и когда моет посуду. Отсюда – скандалы, оскорбления, обвинения и упреки. Свидетели вечных бытовых ссор – их дети. Такие картинки ярче врезаются в память, нежели ласковые слова учительницы о счастье быть родителем.

Важнейшую роль играет и технология «внушения». Так, недавнее выступление для детей Ивана Охлобыстина ( своей лекции шоумен назвал мужчин «добытчиками», а предназначение женщин сравнил с плодовитостью «грибницы», сказанное вызвало неоднозначную реакцию – прим. Авт.) семейный психолог оценил как антипример:

— Наша молодежь – прогрессивная, она с большим трепетом относится к правам. В современном обществе мужчина и женщина – равны. В то время как актер нарочито подчеркивает разницу: мужчина добывает, а женщина только рожает – «грибница»! Такая подача информации вызовет отторжение. У нас есть множество уважаемых профессий, в которых много денег не заработать. Что теперь, юноше не становится инженером или ученым? А девочке забыть о своих карьерных амбициях и по выпуску из школы искать очаг который нужно хранить? Подростки мыслят в категориях крайностей, и воспринять посыл они могут именно так.

Евгений Быстров считает, что тему ценностей в школах нужно подавать под другим углом, расположив к ней молодое поколение:

— Качественная реклама счастливых семей эффективнее запрета. Детям нужно рассказывать не о средневековых устоях, а об идеале семьи нашего века. Семьи, в которой и мужчина, и женщина развиваются, работают, вместе отдыхают, вместе поддерживают уют в доме. Конечно, мужчина сильнее, в классической схеме именно он добытчик. Но ведь не секрет, что сейчас в каждой третьей семье, зарабатывает больше именно женщина. И что, это неправильная модель? Плохая семья? Конечно, нет. Уроки о семейных ценностях должны базироваться на трансляции уважения и любви. Прививать нужно модель здоровых отношений. За этим уже последует и желание обзавестись потомством.

Семейный психолог заключил, что взрослые люди действительно могут заложить у ребенка желание создать собственную семью. Но если слова разнятся с реальностью, которую своими глазами видит молодежь, эффект будет ровно противоположным.

Фото: Pixabay.

Автор публикации

Публикации: 8422

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".