"Я уверен, что можно найти более щадящие варианты восточного обхода"
Восточный обход Нижнего Новгорода, как стало известно ИА «Говорит Нижний», может вызвать социальное напряжение и нанести непоправимый ущерб окружающей среде. Чиновники регионального минтранса выбрали схему, согласно которой новая дорога должна пройти по местам скопления краснокнижных птиц в Артемовских лугах и задеть частные домовладения в Кстове. При этом нижегородские экологи провели в 2020 году (до того, как стало известно о планах по «обходу») комплексное обследование лугов, считая, что данная территория заслуживает природоохранного статуса. О результатах этой большой работы и о своем отношении к выбранному варианту трассы рассказывает заведующий орнитологической лабораторией экоцентра «Дронт» Александр Мацына.
-Нам удалось обнаружить там очень большой набор видов растений, очень богатая флора, — рассказывает Александр Мацына. — Несмотря на то, что здесь издавна велось экстенсивное сельское хозяйство, были сенокосные луга, были пастбища, поля с овощными культурами, это не повлияло на сохранность волжских дубрав и низинных лугов, которые расположены вокруг многочисленных водоемов. Здесь более 400 видов растений, из которых многие – редкие и занесены в Красную книгу.
Та же самая картина прослеживается и по другим группам организмов, по животным. Здесь работали энтомологи, орнитологи. Также было найдено много видов, в том числе редких. Мы можем наблюдать в Артемовских лугах 2/3 всех видов птиц, которые обитают в Нижегородской области, — а наш регион известен своими очень разнообразными природными условиями. Более 200 видов птиц мы можем найти на этой территории. То есть мы отъезжаем от города каких-то 5-10 км — и находим огромный набор видов для изучения!
Первые работы энтомологов также дали очень интересный результат. В Артемовских лугах были найдены несколько видов насекомых, которые вообще в Нижегородской области обнаружены впервые. Такая же картина складывается по орнитологии – редкие виды, малочисленные, живут именно на данной территории.
Результаты нашей экспедиции сейчас оформляются в виде научных работ, будут подготовлены научные сборники, уже подготовлен технический отчет для министерства экологии. В нем больше тысячи точек регистрации видов, внесенных в региональную и федеральную Красные книги. Эти данные требуют дополнения, проверки, уточнения, но, тем не менее, это та база, с которой необходимо работать.
-Какие виды вы бы выделили?
-Я орнитолог, и мне проще выделить их среди птиц. Прежде всего, это виды, занесенные в федеральную Красную книгу. Орлан-белохвост гнездится и кормится в Артемовских лугах. Кулик-сорока — этот вид гнездится на отмелях Волги, и он стал редким после строительства водохранилищ. Участок от Кстова до Городца – последний, где эта птица может обитать. Малая крачка гнездится вместе с куликом-сорокой — это тоже редкий вид. Есть еще целый ряд водоплавающих куликов, которые тоже внесены в федеральную Красную книгу.
Среди млекопитающих выделяется, конечно, русская выхухоль. Данное животное больше нигде не встречается, в зоопарках его не содержат. Его очень мало, общая численность данного зверька составляет несколько тысяч особей.
— Могут ли быть приняты какие-то юридические решения на основании этого отчета?
-Думаю, что да. Для этого необходимы добрая воля и желание сотрудников и министерства экологии, и областного правительства. Материалы отчета — это основание для создания в Артемовских лугах особо охраняемой природной территории. Нужно сказать, что отчет был создан не просто так. На межведомственной рабочей группе при минэкологии области было предложено создать материал, подтверждающий ценность территории. И над отчетом работали более 15 ученых.
-Тем не менее, региональный минтранс запланировал на данной территории шестиполосную дорогу, восточный обход Нижнего Новгорода. Как вы относитесь к этому проекту?
-Вопрос этот, скорее всего, никак не изучался с точки зрения экологии, биологии, природной ситуации данной местности. Он изучался лишь исходя из картографии. Согласно схеме, дорога проходит как раз по центру Артемовских лугов — и разделяет луговую и речную части. Большинство видов животных и птиц неразрывно связывают эти две половины. Птицы, характерных для территории волжской поймы, они или гнездятся на Волге, а кормятся в лугах, или наоборот. Так или иначе, они совершают постоянные ежедневные кормовые перемещения.
Сам фактор беспокойства, который принесет дорога, постоянное активное движение автомобилей в этой зоне, конечно, крайне негативно повлияют на сложившуюся здесь экосистему. Это обязательно коснется и куликов-сорок, и орлана-белохвоста, и всех остальных обитателей лугов. Поэтому логично было бы данный вопрос поизучать, посмотреть, нет ли других вариантов трассы, более щадящих. Я уверен, что с помощью специалистов эти варианты можно найти.
— Как, на Ваш взгляд, можно было бы провести эту дорогу без ущерба для экологии?
— Мы бы предложили посмотреть на более короткие варианты этой дороги. Насколько я понимаю, первый проект трассы прокладывался в совершенно другом коридоре. Он проходил по самому началу Артемовских лугов, по зоне, прилегающей к Нижнем Новгороду. Этот коридор остался, сейчас он занят полями. Данная территория, с нашей точки зрения, не является ценной и вполне пригодна для строительства дорог. Там есть возможность организации транспортных развязок. Зачем выводить транспорт через луга, с выходом на населенный пункт, с которым, скорее всего, тоже возникнут проблемы?
Мы готовы со своей стороны прокомментировать предложения проектировщиков, и это будет очень уместно.
Фото: экоцентр «Дронт»
Читайте также
Ничего не найдено