
"Грамотной системы утилизации снега в Нижнем Новгороде нет который год"

Накануне из-за температурных значений, близких к нулю, в Нижнем Новгороде впервые за сезон провели ночную противогололёдную обработку. Наши муниципальные службы традиционно сыпят на дороги общего пользования песок, соль и реагенты, которые и окружающую среду загрязняют, и на обуви разводы оставляют. Есть ли более экологичные способы зимней обработки дорог и как в нашем городе обстоят дела со станциями снеготаяния – об этом мы поговорили с экологом Асхатом Каюмов.
– Асхат Абдурахманович, зима близко. Существуют ли какие-то реальные альтернативы тому, что власти сыпят на дороги, что-то более экологичное?
– Уже много лет мы поднимаем тему замены реагентов и песко-соляной смеси на гранитную или мраморную крошки. Да, это дорогое удовольствие, но если нет повторного использования. Если снег с улиц будет вывозиться на станции, то эту крошку там будут отлавливать, и далее её можно использовать повторно.

– Не засорит ли она ливнёвки?
– Во-первых, у нас в городе почти нет ливнёвок, а во-вторых, крошка, в силу бо́льшего, чем у песчинок, веса, не так сильно уносится потоками талого снега.

Применяемые сейчас реагенты и “пескосолянка” наносят серьёзный вред почве, нашей обуви и лапам животных. А крошка для почвы не вредна, так как это просто камень.
Видео: vk.com/yuriy_shalabaev (15.10.24)
И “пескосолянка”, и реагенты – это химический способ обработки дорог, гранитная и мраморная крошка – механический. Он даёт увеличение сцепления колёс и подошв с поверхностью. Крошку применяют скандинавские страны и Прибалтика. В Казани тоже уже два года используют.
Но отсутствие достаточного количества станций снеготаяния не позволяет начинать серьезный разговор по уходу от химических способов борьбы со снегом на дорогах и тротуарах.
– Какова текущая ситуация с этими станциями?
– На протяжении последних нескольких лет нам докладывают о том, что вот-вот начнётся строительство новой станции снеготаяния. Говорят о том, что подобрали площадку, нашли концессионера и вот-вот пойдёт стройка. Но по факту, кроме станции снеготаяния в районе очистных сооружений на Гребном канале, так больше ничего нового, увы, и не добавилось.
Та станция, которая есть на Рокадном шоссе (ул. Н.Сусловой – прим.Ред.), как нам доложили, устарела и находится на реконструкции. Увы, затянувшейся. Получается, мы снова входим в зиму без грамотной системы утилизации снега.

Это значит, город опять будет вынужден нарушать законодательство и сваливать собранную с улиц существенную часть снега на необорудованных для этого площадках.
В результате вся та дрянь, которая оказывается на тротуаре – нефтепродукты, “пескосолянка”, реагенты – всё это будет попадать в конечном итоге в Волгу. Это беда.

– Как вы считаете, почему так долго не удаётся решить вопрос с необходимым для города количеством станций снеготаяния?
– Нам объясняют, что причина в нерадивых подрядчиках-концессионерах.
Кстати, станции снеготаяния решили строить ещё при мэре Булавинове. Тогда и появилась станция на “Рокадке”. Потом пошли тёплые зимы, Булавинов ушёл, и процесс остановился. Когда лет шесть-семь назад снова начались снежные зимы, то об этом вспомнили и снова решили строить станции.
ИА “Говорит Нижний” обратилось в мэрию Нижнего Новгорода с официальным запросом о том, сколько станций снеготаяния будут работать наступающей зимой и где планируется складировать снег.
Фото: Росприроднадзор.