НЕЗАВИСИМОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО

“Мои университеты”: интервью с ректором ВГУВТ Игорем Кузьмичёвым

Мы продолжаем спецпроект «Мои университеты», в рамках которого мы не только рассказываем о работе самых крупных вузов Нижнего Новгорода, но и общаемся с их ректорами.

В этом выпуске мы поговорим об университете, чья история неразрывно связана с историей Нижнего Новгорода и двух рек, на которых он стоит – о Волжском государственном университете водного транспорта (ВГУВТ).

История его началась ещё в далёком 1930 году, - тогда он был ещё Горьковским институтом инженеров водного транспорта, и в двери нового вуз в первый год вошли всего лишь 200 студентов.

Но время идёт, и за долгий путь длиной в 87 лет институт стал настоящим университетом – крупнейшим  отраслевым образовательным учреждением, насчитывающим четыре филиала, пять средних специальных учебных заведений, центр переподготовки, свой собственный центр научных исследований и целый комплекс судовых тренажеров. Всего за эти годы вуз выпустил более 60 000 специалистов, многие из которых добились впечатляющих результатов в своей карьере.

О том, как живёт и работает этот крупный университет в наши дни, корреспондентам ИА «Говорит Нижний» рассказал ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичёв.

На фото: ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичёв

– В каком состоянии находится сфера речного судоходства? Растет ли интерес к профессии речника, или же наоборот, падает?

Медленно, но верно растет грузооборот портов России, строятся новые пассажирские и грузовые суда. Даже проблема маловодья Волги на участке около Городца в ближайшем будущем будет решена путем строительства низконапорной плотины. Так что флоту специалисты нужны.

Сегодня речные специальности вновь становятся популярными среди абитуриентов Поволжья. В НРУ им. И.П. Кулибина, которое входит в наш университет, в 2017 году подано рекордное количество заявлений. Конкурс составил 5 человек  на место по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам); 4 человека  на место по специальности  «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»;  3 человека  на место по специальности  «Судовождение»; 3 человека  на место по специальности  «Эксплуатация судовых энергетических установок»; 3 человека  на место по специальности «Эксплуатация внутренних водных путей».

Что касается высшего образования, то и на него спрос высокий! Наибольший конкурс - 8 человек на место - был на направлении «Технология транспортных процессов», немногим меньше (7,4) - у будущих кораблестроителей, до 4,5 - на инженерных специальностях и 4,37 - у судоводителей. В целом по университету конкурс составил 4,5 заявления на место, примерно такой же, как и год назад. При этом, как и раньше, много молодых людей желает получить специальности экономистов, менеджеров и юристов на платной основе. Этот интерес вызван качеством знаний в университете, а также приемлемой стоимостью обучения.

Главной особенностью приемной кампании этого лета -  рост числа абитуриентов, прибывших из-за рубежа. Так, в этом году стало вдвое больше поступающих из т.н. постсоветских государств - Белоруссии, Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркмении. Наряду с активным развитием очного обучения в вузе постоянно уделяется внимание подготовке кадров по заочной форме, эта услуга особенно востребована плавсоставом речных и морских судов. На сегодня подано 448  таких заявлений, прием документов на заочную форму обучения продлится до 10 ноября.

На фото: студенты ВГУВТ проходят производственную практику

– На каких кораблях и судах студенты проходят плавательную практику? Какой опыт имеют к моменту выпуска?

– По окончании первого курса студенты ВГУВТ проходят шлюпочную практику на Горьковском море, в спортивно-оздоровительном лагере вуза «Водник», ознакомительную практику на речных судах и тренажерную подготовку на учебно-тренажерном судне "Академик". После второго курса их ждет практика на судах внутреннего и загранплавания. К моменту окончания третьего курса студенты имеют все необходимые рабочие документы и сертификаты и направляются на производственную практику на штатные должности матроса (кадета) или рулевого на отечественные и иностранные суда. Старшекурсники проходят преддипломную практику и к моменту окончания вуза обретают морской плавательный ценз не менее 12 месяцев, речной не менее 8 месяцев. Это позволяет им получить рабочий диплом вахтенного помощника капитана и занимать командные должности на морских и речных судах.

– ВГУВТ известен своим научным проектом "Экспедиция "Плавучий университет Волжского бассейна", который теперь проводится под эгидой Русского географического общества. Какие исследования ожидаются в ближайшее время?

– Цель проекта "Плавучий университет" — комплексный мониторинг волжской экосистемы, пребывающей под мощным прессом промышленных и бытовых загрязнений. Изучать на достойном научном уровне крупнейшую реку Европы – задача не из легких. Мониторинг Волжского водного бассейна, на который приходится 50 процентов сельскохозяйственного и 45 процентов промышленного производства России, проводится регулярно, но, как правило, это локальные исследования. А мы продвигаем новый, комплексный подход к оценке экологического состояния вод Волжского бассейна.

Ученые исследуют гидрологические (течение, волны), гидрохимические (загрязнение нефтью, металлами, солями, нитратами), и гидробиологические (фито- и зоопланктон) характеристики воды. Исследуют состояние берегов и лесов, которое влияет на водоток Нам хотелось связать как можно больше показателей и увидеть общую картину в динамике. К таким исследованиям подталкивает сама жизнь. Те, кто хоть раз был на Горьковском море, помнят неприятную картину — море "цветет", в воде порой каша из сине-зеленых водорослей. Они размножаются, выделяют токсины, способствуют развитию болезнетворных вирусов. Отмирая, эти водоросли поглощают кислород, из-за чего рыба погибает.

Я бы назвал этот проект самым значимым вкладом в мероприятия по возрождению Волги, из тех, которые мы наблюдали в Нижегородской области в Год экологии. В Горьковском водохранилище были обнаружены вихри, влияющие на распределение зон цветения водорослей, были испытаны уникальные приборы (трехчастотный радар для диагностики нефтяных и биогенных пленок, разработанный ИПФ РАН), обнаружены "переселенцы" из других экосистем, которые могут угрожать существующим видам планктона. В этом году экспедиция расширяет географию исследований, кроме Горьковского водохранилища ученые изучат Чебоксарское, а также малые реки: Кудьму, Шаву, Керженец и другие. В экспедиции принимают участие научные сотрудники и студенты Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ), ИПФ РАН, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, МГУ им М.В. Ломоносова, НГПУ им. К. Минина, учреждений Росгидромета и других организаций-партнеров.

– А как оцениваете в целом состояние Волги на сегодня с точки зрения экологии?

– Качество воды в Волге по гидрохимическим показателям можно оценить как умеренно-загрязненное. На отдельных участках водохранилища — например, у Юрьевца и Чкаловска — было зафиксировано повышенное в разы содержание нефтепродуктов. Мало кто задумывается, что массовая вырубка леса на берегах малых рек напрямую влияет на их обмеление, а значит — и на уровень воды в больших водоемах, которые они питают. К такому выводу пришли ученые экспедиции.

– Разумеется, хочется поговорить и о преподавателях. Судовождение, к примеру, очень сложная и необычная специальность. Много ли педагогов, которые могут достойно обучить ей студентов?

- Как водится, теория – это одно, а практика, совсем другое. Поэтому наши преподаватели в большинстве своём, как раз люди, знающие, о чём говорят. Это профессионалы своего дела, интересные люди, которые могут не только научить, но и увлечь профессией. Некоторые из них отдали флоту десятки лет своей жизни. Одно то, что факультет судовождения возглавляет капитан дальнего плавания Михаил Чурин – уже о многом говорит!

Это особенно важно в наше время, Жюля Верна с упоением сейчас уже мало кто читает. Поэтому особенно важно ребятам показать на личном примере, что это такое – служить на флоте или быть капитаном судна.

– В давние времена, например, считалось, что женщина на корабле – к беде. А как сейчас с этим обстоит дело? Много ли девушек идут на судовождение и потом работают на судах?

- Конечно, времена меняются. Сейчас с каждым годом всё больше девушек поступает на судовождение. И да, нужно понимать, что поступают они не просто «для корочек» - многие действительно потом идут работать как на море, так и на реках. Многие, причём становятся капитанами судов и справляются ничуть не хуже, а иногда и лучше мужчин. Однако здесь важно помнить, что работа эта очень тяжела как физически, так и морально – капитан отвечает за всю команду.

А что молодые люди? У них ведь зачастую другие цели. Есть ли, например, во ВГУВТ военная кафедра?

- Увы, нет. Однако ребята, отслужившие в армии, как правило, гораздо лучше себе представляют профессию и, к примеру, учатся гораздо более усердно, у них есть цель в жизни.

– Какова статистика трудоустройства студентов после выпуска? Куда чаще всего идут работать выпускники ВГУВТа?

– Статистика трудоустройства наших выпускников за последние годы остается достаточно стабильной, несмотря на сложную ситуацию в экономике страны. Около 40% выпускников трудоустраиваются сразу по окончании университета. Казалось бы, находят работу менее половины выпуска, но здесь необходимо учитывать такие факторы, как призыв в Вооруженные силы РФ (по уровню ВО – 15% от выпуска) и продолжение обучения на следующем уровне образования – в магистратуре (ВО – 40%). Следует отметить, что подавляющее большинство призванных в ВС – выпускники профильных "мужских" специальностей, наиболее востребованных на рынке труда, таких как "Судовождение", "Эксплуатация судовых энергетических установок", "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики". По статистике, 90% этих выпускников после демобилизации приступают к работе по полученной в процессе обучения специальности.

Выпускники вышеперечисленных специальностей являются востребованными на рынке труда в течение последних 10 лет. Их охотно принимают на работу как отечественные, так и зарубежные судоходные компании, судостроительные заводы, отраслевые конструкторские бюро, БТОФ. Кроме выпускников этих специальностей, крайне востребованы выпускники, окончившие обучение по программе бакалавриата "Кораблестроение, океанотехника и СОМИ", за которыми выстраивается в буквальном смысле очередь отраслевых работодателей. Нельзя не отметить также специальность "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования", выпускники которой в последние три года очень котируются на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России.

– Ну а что по поводу зарплат? Большинство молодых людей идут в вуз прежде всего надеясь на то, что после его окончания они будут иметь достойную оплату труда. На что в среднем может рассчитывать выпускник ВГУВТа?

- Разумеется, наши выпускники могут рассчитывать и на достойную зарплату, и на карьерный рост, и на весьма интересную жизнь. Наших инженеров ждут судостроительные заводы от Питера до Ростова-на-Дону, ну а флот ждёт наших ребят всегда. Только на практике, пока наши студенты ещё учатся, их зарплата колеблется от 18 до 40 тысяч рублей на судах Волжского пароходства, а на кораблях, выходящих в море – от 600$ в месяц. Что до реальных зарплат уже состоявшихся, выпустившихся специалистов, то они, разумеется, ещё больше. Спрос на кадры очень высок: на одного выпускника вуза приходится до трёх-четырёх работодателей. Да и в мире дефицит кадров для флота только растёт, а потому профессия становится всё престижнее.

– Есть ли примеры выпускников, которые достигли особенных успехов в судоходстве или других смежных отраслях?

– Нашим ребятам есть с кого брать пример. Среди наших выпускников прошлых лет были люди, достигшие высоких постов и должностей: это и Сергей Кириенко – первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации, и директора крупнейших судостроительных заводов, судоходных компаний, и начальники надзорных госструктур.

Наши капитаны известны не только высоким уровнем профессионализма, но и моральными качествами. Имя Романа Лизалина, организовавшего и возглавившего операцию по спасению пассажиров затонувшего дизель-электрохода "Булгария", знает вся страна. Университет по праву гордится своими выпускниками и прилагает все усилия для того, чтобы нынешние студенты в недалеком будущем достойно несли звание выпускника ВГУВТ. Всего, за время существования нашего вуза, более 100 наших учеников стали докторами наук, профессорами.

За предоставленную информацию большое спасибо пресс-секретарю Волжского государственного университета водного транспорта Егору Гладышеву.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий