Транспорт с “рогатой” историей

17.05.2023 13:58

После того, как нижегородский губернатор Глеб Никитин рассказал о планах заменить в областном центре троллейбусы электробусами, ликвидировав все троллейбусные линии в нагорной части города, на сайте ИА “Говорит Нижний” вышла серия материалов о том, к каким последствиям такое решение может привести. Нам показалось этого мало. Чтобы глубже погрузиться в тонкости работы городских троллейбусов, мы решили проехать на “рогатом” вместе с одним из героев наших публикаций – соавтором обращений в СК РФ и Госдуму, водителем троллейбусного депо №1 ГП НО “Нижегородэлектротранс” Петром Сафоновым.

ПЕРВОЕ ДЕПО

Ранним майским утром у ворот расположенного на улице Генерала Ивлиева депо корреспондент ИА “Говорит Нижний” ждал встречи с низкопольным троллейбусом марки “СВАРЗ-МАЗ”. 

Ранее эта машина, только в бело-голубых тонах, около десяти лет ходила по Москве. Потом столичный регион решил, в том числе ради поддержки отечественной промышленности, перейти на электробусы и эту и ещё 39 списанных в московском троллейбусном парке машин отдали Нижнему Новгороду. Обосновались они по большей части как раз в троллейбусном депо №1, которое обслуживает верхнюю часть города.

За два года с момента приобретения нижегородской прописки промаркированный номером 1101 троллейбус обслуживал самые “хлебные” для депо маршруты – №13 и №31. В этот раз “рогатому” предстояло курсировать по маршруту №9 “Кузнечиха-2 – пл. Минина и Пожарского”.

Для того, чтобы понять, что власти не планируют вкладываться в “троллейбусы”, не обязательно даже заходить на территорию депо и оценивать состояние подвижного состава и имеющуюся у предприятия инфраструктуру. Об отсутствии должного внимания чиновников красноречиво говорит унылая картина на проходной предприятия.

Дряхлые деревянные рамы окон с облупившейся краской, потрескавшийся асфальт с пробивающимися из-под земли кустарниками и металлическая табличка “Проездные билеты”, которая висит на здании проходной не одно десятилетие. 

Осторожно заглядываем за раскрытые нараспашку ворота и обнаруживаем на стене с местами облупившейся штукатуркой ещё одного “динозавра” – световое табло изменений погодных условий: туман, гололед, снегопад, юз.

Описанное выше навевает одновременно и тоску, и ностальгию по советскому прошлому. Однако последнее улетучивается, если посмотреть под ноги и увидеть состояние дороги, по которой водителям троллейбусов ежедневно приходится выезжать из депо и возвращаться туда.

Она, увы, полностью отсутствует. Наполненные водой ямы, грязь и выбоины – будто говорят сотрудникам “Нижегородэлектротранса”: “Вы нам вообщем-то не сильно нужны”, “Так и быть, работайте пока”.

ПОКУПАЛИ ЕЩЁ ПРИ БУЛАВИНОВЕ

Жителю Нижнего Новгорода Петру Сафонову 40 лет. В детстве у него было две страсти. Первая – это желание увидеть мир, а вторая – любовь к “рогатому” виду транспорта. Первое – вылилось в полученное в середине нулевых в педуниверситете географическое образование и регулярные поездки по российским городам, второе – в то, что Пётр окончил автотранспортный техникум и вот уже 20 лет, с небольшим перерывом, водит по улицам Нижнего Новгорода троллейбусы.

Ещё будучи подростком, он не только знал все модификации троллейбусов, которые курсировали по городу, но и присвоенные им в депо четырёхзначные номера.

На часах 7:30 утра. Мы выезжаем из депо на маршрут и начинаем собирать на остановках редких для ранних часов пассажиров. Кондуктора с нами нет. Водитель и рулит, и обилечивает пассажиров. Это отвлекает от дороги, но в выходной день нет активного трафика, да и за работу без кондуктора водителям доплачивают. Всего за месяц водитель троллейбуса зарабатывает около 50 тысяч рублей, с переработками – 60. 

Пётр прикладывает карты пассажиров к терминалу, пересчитывает наличные, выдаёт билеты и сдачу. В перерывах между этим мы беседуем.

В разговоре он отмечает, что город, которому до 2022 года принадлежал весь электротранспорт, последний раз закупал троллейбусы аж в 2006 году, в бытность мэром Вадима Булавинова. Тогда, напомним, было куплено 40 новых машин производства завода в городе Энгельс. Все они попали в троллейбусное депо №1. С тех пор из массовых пополнений подвижного состава были только поставки списанного Москвой транспорта. 

“МАРШРУТКООРИЕНТИРОВАННАЯ” ОРГАНИЗАЦИЯ

Пётр вспоминает: экс-мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов обещал, что в 2021 году город наконец купит новые троллейбусы. Не случилось. В 2020 году Панов досрочно ушёл со своего поста, а троллейбусный парк Нижнего Новгорода с тех пор пополнился лишь двумя новыми машинами. Обе – с автономным ходом. Одна из них какое-то время курсировала до микрорайона “Цветы”, где нет контактных сетей для троллейбуса. Но потом доставку пассажиров до центра сопровождения клиентских операций “Сбербанка” и ЖК “Цветы” вновь полностью отдали на откуп «маршрутчикам».

Сейчас оба этих троллейбуса ходят по контактной сети в заречной части города. Чем городу и области не понравились взятые на апробацию троллейбусы с автономным ходом, почему вместо них решили покупать электробусы, остаётся загадкой.

Один из троллейбусов с автономным ходом в Нижнем Новгороде

Пётр Сафонов называет курирующее общественный транспорт министерство транспорта Нижегородской области “маршруткоориентированной организаций”. Как и ряд экспертов, он считает, что если город будет отказываться от троллейбусного движения, разрушит контактные сети и закупит более дорогие в обслуживании электробусы, то в какой-то момент в Нижнем Новгороде из электротранспорта останется только трамвай, а большую часть пассажиропотока продолжат обслуживать автобусы и частные маршрутки. Дело в том, что электробусы в обслуживании дороже автобусов с троллейбусами и их просто не выгодно будет покупать, а троллейбусные сети к тому моменту уже отдадут в металлолом. 

– Из купленных при Булавинове 40 троллейбусов около 30 продолжают сегодня работать. Скажите, сколько автобусов ходит с 2006 года? – задаётся вопросом Петр Сафонов. – У нас в депо есть все необходимые специалисты. Всё налажено. Нижегородскому троллейбусу в прошлом году исполнилось 75 лет. Так зачем рушить то, что накапливалось годами?

В РАБОТЕ – 39 ЛЕТ!

До середины нулевых рядом с трамвайным депо №2 на улице Чебоксарской в Московском районе Нижнего Новгорода действовал вагоноремонтный завод.

Там проводился капитальный ремонт трамваев и троллейбусов. Также капремонтом троллейбусов занимались на нижегородском заводе «Сокол». Некоторые восстановленные ещё в те годы троллейбусы до сих пор ходят по улицам нашего города.

Один из таких – троллейбус №1698 ЗИУ 682-V (см. заглавное фото) – мы встречаем у сквера имени 1905 года.

Машина сборки 1984 года была «откапиталена» в Нижнем Новгороде в 1999 году и несмотря на возраст – 39 (!) лет – выглядит свежо и до сих пор возит нижегородцев.

Троллейбус №1698 на пл. Свободы, источник: transphoto.org

Наша поездка близится к завершению. Мы подъезжаем к площади Минина и Пожарского. Пётр сверяет часы с установленным графиком: прибыли вовремя. Есть пара минут, чтобы собрать побольше пассажиров. Водители троллейбусов заинтересованы в том, чтобы перевести больше людей, так как за “сверх плана” смены доплачивают.

На вопрос, нравится ли, что с 2020 года разворотное кольцо для троллейбусов перенесли ближе к улице Большой Покровской, отвечает утвердительно: теперь не надо делать большой крюк по площади. Можно быстрее развернуться и сразу отправляться к остановке – конкурировать с автобусами и маршрутками за пассажиров. 

С другой стороны, теперь у водителей нет возможности сходить в туалет – до расположенной по соседству с офисом ЛДПР диспетчерской слишком далеко. 

 – Раньше можно было в диспетчерскую зайти. Сейчас уже не добежишь, конечно. То есть 4 часа до обеда приходится как-то без туалета обходится, – рассказывает Пётр Сафонов.

ТОРОПЯТСЯ КУДА?

Нижегородское правительство заявило о планах в самое ближайшее время закупить 113 электробусов. Если это произойдёт, то Нижний Новгород по числу электробусов станет вторым после Москвы, где работает 1050 единиц такого вида транспорта.

В интервью правительственному телеканалу “Волга” директор ГБУ НО «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов рассказал, что собранный для обсуждения планов по замене троллейбусов на электробусы минтрансом экспертный совет поддержал планы нижегородского правительства. 

Интервью А.Бафанова ТК «Волга», скриншот видео: vk.com/newroute_nn

Источник: vk.com/newroute_nn

– Мы провели экспертное заседание на прошлой неделе и поднимали вопрос о целесообразности перехода на электробусы. Всеми экспертами было однозначно поддержано это решение, – говорит Бафанов.

Ключевое слово в этой фразе – это “всеми”. Если ни один человек не высказался против, вероятнее всего, этот совет может быть не достаточно «экспертным».

В интервью ИА “Говорит Нижний” Александр Морозов – научный руководитель “Центра развития транспорта общего пользования” (единственного в России специализированного центра по разработке планов развития общественного транспорта) – заявил, что решение нижегородских властей не имеет экономического обоснования. 

– Нижегородская область и Нижний Новгород не готовили документов транспортного планирования, в составе которых путем моделирования и экономических расчетов была бы обоснована замена троллейбусов на электробусы. Такого обоснования нет, – констатирует Александр Морозов. – Фактически это политическое решение без надлежащих экономических расчетов. Скорее всего, замена троллейбусов на электробусы приведёт к существенным убыткам.

Добавим, что при Министерстве транспорта РФ (согласно приказу Минтранса № 229) в 2021 году был создан экспертный совет по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов РФ. Александр Морозов высказал надежду, что Нижегородская область представит все необходимые документы в Минтранс и экспертный совет их рассмотрит.

Если этого так и не произойдёт, то надеемся, что у Минтранса РФ и Следственного комитета, где уже лежат обращения от инициативной группы нижегородцев, появятся справедливые вопросы к нижегородскому министру транспорта Павлу Саватееву и к губернатору Глебу Никитину.

Михаил Ш.

Фото: ИА «Говорит Нижний».

Автор публикации

Публикации: 8727

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".