Александр Кулаков:

Теперь цены на лекарства в Нижнем Новгороде могут быть в десять раз выше рынка — и никто ничего не сделает

23.10.2020

Госпредприятие «Нижегородская областная фармация» заключит вскоре 12 рамочных договоров с поставщиками лекарств, медикаментов и аптечных принадлежностей. Поставщики эти, как мы уже рассказывали, имеют иногородних и даже оффшорных учредителей. Таковы результаты торгов, успешно проведенных неделю назад. Их общая цена превышает 7 млрд рублей. При этом конкурс проходил по №223-ФЗ, который обязывает заказчика указывать конкретные товары и цены. Данное требование не выполнено. Почему же торги не были остановлены? Куда смотрела ФАС? Какие последствия тут могут быть для нас, простых нижегородцев? Вопросов много… Сегодня мы попытаемся ответить на них с помощью председателя общественной организации «СТОПкартель» Александра Кулакова. 

-Обычно конкурсная процедура подразумевает определение конкретного предмета торгов и стоимость за единицу товара, — рассказывает Александр Кулаков. — В данном случае этого вообще нет. И это выходит за рамки №223-ФЗ, по которому была проведена процедура. Я обращался в ФАС России, и мне был дан ответ за подписью начальника управления контроля размещения государственного заказа А.Ю. Лобова, что в данной процедуре необходимо было установить наименования поставляемых лекарств, медицинских изделий и аптечных принадлежностей, а также цены за единицу продукции.

Организаторы торгов выбрали 12 поставщиков. Эти поставщики, согласно закупочной документации, будут уже самостоятельно устанавливать цены на лекарства, медикаменты и аптечные принадлежности, поставляемые в аптеки Нижнего Новгорода и региона, и соответственно договариваться с заказчиком.

-Какие тут могут быть последствия? Чем это грозит нам, простым гражданам?

-Это уже не будет регулироваться рынком и тут, как показывает антимонопольная практика, возможны различные виды сговоров между заказчиком и поставщиками, направленных на завышение цен с последующими откатами.

Есть серьезная опасность, что цены на лекарства в Нижнем Новгороде никем не будут контролироваться и регулироваться, а будут зависеть только от «хотелок» НОФ и поставщиков.

При этом малоимущие граждане Нижнего Новгорода и области – они остаются фактически без защиты от такого произвола. Вероятнее всего, цена будет установлена такая, которая будет выгодна и заказчику, и поставщику — в плане получения сверхприбылей, Соответственно, мы эти цены увидим в аптеках в следующем году.

-То есть это уже на следующий год закупка?

-Да, на следующий год. И пусть теперь никто не говорит из нашего областного правительства или из контролирующих органов: а куда смотрели, а почему цены такие… Пусть никто из них не жалуется, что так много поступает обращений от нижегородцев, в том числе от пенсионеров. А их будет десятки, сотни, и возможно тысячи. Они все будут спрашивать, почему такие дорогие лекарства, почему одних лекарств нет, а другие есть, но по очень высокой цене. А она, эта цена, может быть в десять, в сто раз выше рынка — и никто ничего уже не исправит и не отменит! Потому что НОФ скажет: а у нас есть договор с поставщиком, вот была закупочная процедура, никто ее не отменил, поэтому мы делаем, что хотим. А ФАС скажет: к нам, пока шли торги, никто не обращался с жалобами…

-Но в Нижнем Новгороде есть и частные аптеки, которые не входят в сеть НОФ. Может быть, они будут конкурировать, держать низкие цены?

-Так не будет. Аптеки НОФ занимают огромную часть рынка. И другие аптеки будут выстраивать свою ценовую политику соразмерно ценам  на лекарства, медикаменты и аптечные принадлежности, установленным  в аптеках НОФ. Это называется выравнивание рынка под монополиста. Если монополист продает вот по таким ценам, то все остальные просто придерживаются этих цен. Они не будут торговать в убыток себе или упускать сверхприбыль. Поэтому люди будут вынуждены покупать лекарства по завышенной цене, а не по цене, установленной в ходе конкурентных торгов.

-Почему ФАС не стала реагировать, если признала нарушение?

-Это у нас такой нюанс в законодательстве, он установлен депутатами Госдумы, причем единогласно. По №223-ФЗ пожаловаться на нарушение закупки может только участник, имеющий право на подачу заявки. В нашем случае предмет закупки лицензируемый, поэтому подать заявку (и, соответственно, жалобу) может только участник, имеющий фармлицензию. Если же другие лица обращаются в ФАС, указывая на нарушения в ходе таких торгов, такие жалобы не рассматриваются вообще, а дается просто правовой ответ, как и в моем случае.

-То есть общественная организация не может ничего поделать… Но контролирующие органы, прокуратура, полиция — могли вмешаться, повлиять на эту ситуацию?

-Они могли, но не захотели. Я обращался к помощнику прокурора Нижегородской области, он выслушал меня, принял обращение, понял суть проблемы, согласился с правовой оценкой ФАС России по данной закупке, и сказал: примем меры.

Но по факту областная прокуратура направила мое обращение в прокуратуру города, та — в прокуратуру Нижегородского района. Оттуда жалоба отправилась в полицию. Ну а полиция не занимается расследованием антимонопольных и закупочных нарушений и вероятнее всего переправит эти бумаги обратно в УФАС региона, а оттуда они поступят обратно в ФАС России, куда я ранее обращался. Круг замкнулся. Антимонопольная служба не сможет отменить торги, так как  нет обращения от заявителя с фармлицензией, да и торги уже завершены.

Это мы видим не первый раз, когда госорганы, призванные наводить порядок, – молча отфутболивают обращения заявителей, не принимая никаких должных мер и не пресекая никак данные нарушения. Можно сказать и жестче, что в таких вот «футбольных мотивах», усматриваются признаки халатности, так как должностные лица не желают исполнять прямые обязанности по пресечению нарушений, которые с большой вероятностью повлекут неконтролируемый рост цен в нижегородских аптеках  на лекарства, медикаменты и аптечные принадлежности в 2021 году. 

Видимо, никто не хочет ссориться с губернатором Никитиным, все хотят усидеть на своих местах… Но зачем же тогда занимать такие должности, если не исполнять свои прямые служебные обязанности?… А если отреагировать на жалобу, ссориться придется однозначно, потому что НОФ контролируется областным правительством. Все контролирующие органы, которые могли бы что-то сделать, на сегодняшний день отписались, «забили» на проблему, если говорить прямым текстом.

Но ведь можно же создать межведомственную группу (прокуратура, УФАС, полиция, УФСБ) и по-государственному разбираться с такими нарушениями в наиболее крупных закупочных процедурах на стадии подачи заявок, чтобы своевременно направить заказчику обоснованное письмо-рекомендацию о прекращении совершения нарушений… Вероятнее всего, заказчик будет прислушиваться к таким мнениям, так как в ином случае ему придется отвечать уже не за совершение антимонопольных и закупочных нарушений, а за нарушение уголовного законодательства. Можно работать, если захотеть, и через общественный совет УФАС, общественную палату региона, но там тоже никто не поднял на обсуждение данный вопрос.

-Сейчас поезд ушел, и ничего уже сделать нельзя?

-Конечно, процедура-то закончилась. В ближайшую неделю будут подписаны 12 договоров — и все, их уже никто и никогда не отменит. Если даже какие-то контролирующие органы обжалуют эти соглашения в арбитраже, контракты, скорее всего, уже будут исполнены, лекарства, медикаменты и аптечные принадлежности  по ним уже будут поставлены, и ни один арбитражный суд, как показывает аналогичная практика,  не примет решение об удовлетворении такого иска в связи с исполнением договоров в полном объеме. Практика такая существует. Поэтому в следующем году мы с большой вероятностью увидим рост цен на лекарства, и он будет абсолютно неконтролируемым.   

Фото: pixabay.com  

0

Автор публикации

не в сети 16 часов

govoritNN

0
Комментарии: 0Публикации: 235Регистрация: 04-09-2020