Сроки «летели», стоимость росла: чем обернулись прямые госзакупки в Нижегородской области

Практика госзакупок у единственного поставщика, которая активно применялась в Нижегородской области в 2022-2023 годах, не привела к своевременной и экономной реализации социально значимых проектов. Очередное свидетельство этому – отчет контрольно-счетной палаты (КСП) Нижегородской области, озвученный на комитете заксобрания по экономике 23 октября. По «заданию» Счетной Палаты РФ КСП региона проверила пять таких контрактов – и почти все они оказались проблемными. Подрядчики переделывали некорректную документацию, просили больше денег (в связи с чем пришлось подключать муниципальные бюджеты) и затягивали сроки.
Как рассказала аудитор КСП региона Зинаида Каменщикова, сроки исполнения контрактов увеличивались более чем на 100 дней. «Лидером» стала школа в Городце (нацпроект «Образование»), которую построили на 514 дней позже первоначального срока.
По словам аудитора, основные причины затягивания – некачественная проектно-сметная документация, которую приходилось долго корректировать, дополнительные работы, не предусмотренные проектами, затяжные археологические работы, заказанные подрядчиками, и изменение техусловий присоединения к сетям.
Вместе со сроками увеличивалась и стоимость работ – уже после того, как были заключены контракты. В частности, по поликлинике в Кстове (нацпроект «Здравоохранение») цена контракта была в итоге увеличена почти в два раза, а по упомянутой уже школе в Городце, где подрядчик серьезно сорвал сроки, аванс был увеличен на 69%.
При этом Зинаида Каменщикова отметила, что подрядчики, требуя увеличения аванса, ссылались на удорожание материалов, но не приводили никаких доказательств в виде документов и смет. Тем не менее, заказчики – чиновники региона — шли им навстречу.
В КСП отметили также, что если по изначальному плану основная финансовая нагрузка ложилась на федеральный бюджет, то в ходе заключения и исполнения контрактов доля местного софинансирования существенно увеличивалась. Причем в региональном и муниципальных бюджетах подключались такие статьи, которые вовсе не связаны с нацпроектами. В частности, местное софинансирование строительства детского сада в Арзамасе оказалось на уровне 50%, а дополнительного корпуса детского сада в поселке Выездное Арзамасского округа -на уровне 80%.
Добавим, что по закону о госзакупках (ФЗ-44) для выбора подрядчика на строительство социальных объектов необходимо проводить аукцион. Однако в 2022 году появились изменения в федеральном законодательстве, продиктованные «недружественными действиями иностранных государств» и стремлением защитить национальные интересы. Эти изменения позволили регионам до декабря 2023 года самостоятельно определять, в каких случаях можно проводить прямые закупки. Правительство Нижегородской области активно пользовалось этой возможностью. Контракты с единственным поставщиком (в том числе и те, о которых шла речь выше) заключались на основании протоколов координационного штаба под председательством губернатора Глеба Никитина.
В настоящее время у регионов уже нет права на самостоятельный отказ от конкурентных процедур при проведении госзакупок. Однако практика такого отказа, существовавшая в 2022-2023 годах, требует анализа. Видимо, именно с этой целью Счетная палата РФ собирает данные проверок местных КСП.
Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области