Анастасия Желнина,
Актриса:

"Роль Хелен Келлер — огромный шаг вперед для меня в понимании нашей профессии"

07.05.2023 9:38

В начале апреля в ТЮЗе состоялась премьера постановки “Сотворившая чудо”. В ней рассказывается реальная история, которая произошла в конце 19 века. Тогда в одной американской семье после тяжёлого заболевания Хелен Келлер, в возрасте 19 месяцев, потеряла слух и зрение. Впоследствии лишь нанятая 20-летняя учительница Энн Селливан смогла справится с нелегкой задачей обучить ребенка «слышать» и «говорить». О ней и написал свою пьесу “Сотворившая чудо” Уильям Гибсон. А о том, как шла подготовка в нижегородском театре к непростой постановке, рассказали корреспонденту ИА “Говорит Нижний” главный режиссер Алексей Логачев и другие причастные к событию люди.

Серьезная подготовка к ролям

Актерам дались роли непросто, ведь речь идет об определенной специфике, сообщил режиссер Алексей Логачев.

К работе над правдоподобностью образов была привлечена консультант Юлия, у которой сын Пётр не видит и не слышит.

— Мы очень ей благодарны, она любезно согласилась нам помогать, познакомила со своим сыном, — поделился Алексей Логачев. — Девочки (актрисы — прим.Ред.) много наблюдали за поведением мальчика, и много из того, что они видели, вошло в спектакль. Такую роль нельзя сыграть без наблюдения. И это не та среда, за которой можно понаблюдать, выйдя на улицу. Поэтому для того, чтобы сыграть это достоверно, убедительно, нам нужен опыт общения и с родителем, у которого такой ребенок, и с самими такими детьми.

Группа актеров вместе с главным режиссёром театра ходила также в школу Пети и смотрела в том числе и на его одноклассников.

— Мы серьезно в эту среду углубились, — подчеркнул Алексей Логачёв. — Без этого была бы имитация, основанная на общих представлениях. Зритель такое считывает и не очень доверяет.

Помимо наблюдения за Петей, участники постановки много читали по теме, вместе с режиссером смотрели фильмы, а также участвовали в занятиях с театром Пиано (нижегородский театр с глухими и плохо слышащими артистами — прим.Ред.), сообщили исполнительницы двух главных ролей.

«Понять, как мыслит»

Фото с сайта ТЮЗ

Роль Хелен Келлер досталась молодой артистке театра Насте Желниной. Перед ней стояла непростая задача: играть ребенка, который не видит и не слышит.

— Когда мы только приступали к этой работе, я не знала как я могу это сделать, — поделилась сразу после показа актриса. — Это было непостижимо — сыграть ребенка с такими сенсорными нарушениями… Было очень трудно. Самое сложное было понять, как такой ребёнок, как моя героиня может мыслить. Мы всё равно думаем какими-то образами, текстом, а как это складывается в голове у слепого и глухого человека, не ясно, я могу это только предполагать.

Настя Желнина благодарна режиссеру за такой ценный опыт.

Эта роль — огромный шаг вперед для меня в понимании нашей профессии, — сообщила девушка.

Фото с сайта ТЮЗ

Учительницу Энн Селливан сыграла выпускница Омского университета Анастасия Моисеенко. Ей впервые досталась главная роль в постановке. Анастасия рассказала, что первый опыт работы с жестами у нее был в ВУЗе, где по инициативе одного из преподавателей они пробовали ставить спектакли на этом языке.

Обе актрисы во время подготовки выучили специальную дактильную азбуку, созданную для общения со слепоглухими людьми.

В ней каждая буква — это определенный жест, сложенный кистью руки. Такие буквы последовательно вкладываются в руку слепоглухого человека, таким образом тот может «прочесть» послание и в свою очередь ответить на него.

«Для моего возраста злободневная тема»

— Это пьеса про молодого специалиста, мне очень близка эта тема, — поделился 38-летний режиссёр. — Речь идет о воспитательнице, которая недавно закончила учебное заведение и начинает работать. И все те проблемы, которые связаны с недоверием к тебе, к твоим методам, неверием в твой талант, сомнения, потому что ты ещё, наверное, слишком молодой, наверное, с такой ответственной работой не будешь в состоянии справится — всё это приходилось переживать. Это для моего возраста вполне злободневная, актуальная и важная тема. Она одна из главных в спектакле. Она важна и для титульного нашего зрителя, потому что мы имеем дело с молодёжью, с юностью, а это студенты. Скоро они начнут работать и с этими всеми проблемами также столкнутся.

Впрочем, данную постановку Алексей Логачев рекомендует к просмотру всем, не только молодым зрителям:

— Спектакль, я думаю, будет интересен и учителям, которые имеют дело с детьми, и родителям, у которых трудные дети, и детям, чтобы, может быть, лучше понимать своих родителей.

Зрители о спектакле

Корреспондент ИА «Говорит Нижний» во время антракта подошла к группе учителей начальных классов, чтобы услышать их мнение по поводу спектакля. Отказавшись представляться, женщины поделились, что в их душе данная история «нашла живой отклик». Они считают, что не стоит приводить на постановку детей младше 9-10 классов.

— Не поймут, будут смеяться, — опасаются педагоги. — Даже старшеклассников нужно подготавливать к просмотру, говорить с ними предварительно о толерантности.

— Иногда методы могут казаться со стороны жесткими, — прокомментировала увиденное Дарья, работающая педагогом, — но в некоторых случаях без такого никак. Поэтому мне кажется, что тут показано очень гармонично, как Энн работает с этой девочкой, и понятно, зачем она это делает.

Справочно

Фото с сайта Wikipedia

Настоящая Хелен Келлер стала первым слепоглухим человеком, которая смогла получить высшее образование. Она стала писательницей, известным общественным деятелем и преподавателем в школе для слепых.

Марк Твен, который был с ней лично знаком, когда-то сказал: «в XIX веке было два по-настоящему великих человека – Наполеон и Хелен Келлер».

Антонина Прохорова

Фото ИА «Говорит Нижний»

Автор публикации

Публикации: 8197

Читайте также

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".