«Рога» под угрозой: губернатор Никитин изменил позицию по поводу троллейбусов

17.04.2023 11:35

Нижний Новгород может стать  17-м городом России, где ликвидируют троллейбус. Последние заявления губернатора Глеба Никитина почти прямым текстом намекают на то, что это неэкономичный и проблемный вид транспорта. «Рогатых», дескать, проще заменить на электробусы, чем развивать то, что осталось  в наследство со времен СССР и смогло выжить в работоспособном состоянии даже при хроническом недофинансировании. Такое заявление выглядит вдвойне странно, так как всего четыре месяца назад (!) всё тот же губернатор Никитин обещал сохранить троллейбус, убедительно рассказывая о грандиозных планах по концессии «рогатых» и закупке современного подвижного состава.

Окна возможностей

Для начала освежим память релизами областного правительства и комментариями в соцсетях главы региона, который неоднократно отвечал нижегородцам, что их опасения по ликвидации нижегородского троллейбуса беспочвенны. Более того, в новой  маршрутной схеме даже нарисованы новые лини троллейбуса, которые с помощью современных «рогатых» с увеличенным автономным ходом свяжут транспортные узлы с такими удаленными микрорайонами, как «Торпедо», «Цветы», «Новая Кузнечиха», «Новая Стройка» и другими. Ведь подобные машины могут ехать без проводов около 20 км, а некоторые модели и все 30…

Даже скептикам казалось, что эти смелые  планы ну очень похожи на реальные: в город поступил сначала один такой «долгоиграющий» троллейбус, который обкатывался на маршруте 17ц, а затем еще две подобные машины – их пробовали ( и, кстати, до сих пор продолжают пробовать) на маршрутах 4, 10, 14 и 25.

Фото: сайт администрации Нижнего Новгорода

Региональный минтранс эхом подтверждал, что троллейбусам – быть! Причем не в нынешнем виде, а с расширенной сетью. Вот вам релиз от областного правительства, разосланный 27 июля прошлого года, где говорится лишь о малой части тех грандиозных планов: «Что касается Ленинского района, то здесь в рамках поэтапного внедрения новой маршрутной сети до 2025 года планируют запустить два новых троллейбусных маршрута. Троллейбусный маршрут №18 «Мещерское озеро — ул. Памирская» предположительно будет курсировать по ул. Космонавта Комарова. На участке от ул. Мурашкинской до ул. Июльских дней предусмотрено движение на автономном ходу. Кроме того, в новой маршрутной сети также предусмотрен запуск троллейбусного маршрута №23 «ДК Красная Этна — Проспект Ленина — ДК Красная Этна», который обеспечит связь микрорайона «Красная Этна» со станцией метро «Заречная»».

На открытии совместного российско-белорусского производства трамваев в Ворсме, которое случилось в прошлом году, высоким гостям был продемонстрирован ролик, где среди перспективной продукции фигурировала новая модель троллейбусов. Об их возможной  сборке мельком упоминал и губернатор Глеб Никитин 19 мая прошлого года – по итогам встречи с президентом Беларуссии Александром Лукашенко.  «Мы благодарны Александру Лукашенко за поручения, которые он давал в ходе прошедшей встречи. Безусловно, сейчас, помимо тех направлений, которые для нас традиционные, – использование сельхозтехники производства Республики Беларусь, организация производства троллейбусов «Белкоммунмаш», взаимодействие компаний «Нижегородлифтмаш» и «Могилевлифтмаш», — открывается «окно» возможностей для замещения импорта недружественных стран и изменения структуры импорта Нижегородской области», – процитировала тогда слова Никитина его собственная пресс-служба. Троллейбусное производство, кстати, так и не запустили, несмотря на презентации и громкие заявления.  Почему — отдельный разговор. Тем не менее,  фиксируем главное: везде и всегда говорилось о троллейбусах, а не об электробусах.

И вот тут на вторых ролях  появляется электробус…


Ситуация несколько начала меняться в конце 2022 года, когда впервые в официальных речах мельком стал упоминаться электробус, но ( опять же!) как второстепенный вид электротранспорта, как дополнение к троллейбусам.

Фото: пресс-служба областного правительства

Напомним, 20 декабря 2022 года совет по земельным и имущественным отношениям Нижегородской области  одобрил возможность заключения концессионного соглашения по созданию электробусно-троллейбусной сети в Нижнем Новгороде. И не просто гипотетически, а вполне конкретно. Называлась даже контора, которая этим займётся, — ООО «Нижегородская троллейбусная концессия».

Согласно проекту, планируется закупка электробусов и реконструкция депо для размещения на его территории станций для зарядки электробусов в ночное время. Отдельные условия соглашения находятся в стадии обсуждения. Неофициально говорилось, что под электробусы уйдёт третье депо, обслуживающее Автозаводский район. А вот два других (Нагорная часть и Канавино+Сормово) будут обновляться троллейбусами с увеличенным автономным ходом, о которых Никитин неустанно говорил ранее. Вот его дословная цитата от 20 декабря 2022 года: «Электробусы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом позволят расширить существующую сеть и сделать электротранспорт доступным для жителей микрорайонов, где не построена контактная сеть, – заявил тогда губернатор. — Это еще один шаг к повышению комфорта, экологичности и экономичности общественного транспорта. Мы продолжаем реализацию комплексной трансформации транспортной системы. Все проекты идут параллельно друг другу: строительство новых станций метро, обновление трамвайной сети, а теперь и закупка новых электробусов и модернизация троллейбусной инфраструктуры. Все это в комплексе значительно увеличит маршрутную сеть уличного электротранспорта».

То есть новый 2023 год Глеб Никитин встречал всё же с прежними троллейбусными планами, пусть и с небольшой оговоркой – будем закупать еще и электробусы. Однако уже спустя 4 месяца – 3 апреля – губернатор вдруг заявил:

«Вижу комментарии нижегородцев про состояние троллейбусов. Действительно, большую их часть пора менять. Процент износа подвижного состава огромный! 118 единиц (а это больше половины) — рухлядь, только списывать. Износ инфраструктуры (это, в первую очередь, контактная сеть), по данным Института городского транспорта, — более 80%. Если покупать новые троллейбусы, то нужна глобальная модернизация инфраструктуры, потребовались бы миллиардные инвестиции!».

В тот же день глава региона сообщил, что в депо №1, которое обслуживает нагорную часть, будет закуплено 60 новых электробусов, что позволит избавить нижегородские виды от лишних проводов. Закупка новых троллейбусов, как видим, уже не планируется.

Выглядит всё это, мягко говоря, пародийно. Хотя бы потому, что чиновник такого ранга путается в своих планах, быстро меняет ориентиры и доказательную базу.

На чем поедут люди?

В ГП «Нижегородэлектротранс» на диктофон комментировать эти планы по понятным причинам не стали. Дескать, нет таких нынче  храбрецов, которые дадут оценку решению губернатора. Но вот анонимно один из руководителей выдал  такую калькуляцию:

«Возьмем, например,  троллейбус на 31-м маршруте. Он  отъезжает в день где-то 290-320 км, за 2 смены получается 16 часов. Электробус с ночной зарядкой в депо (а именно такие у нас планируют покупать) может проехать в идеальных условиях 150-200 км, мы даже не говорим про зиму. – там другой расчет. То есть ночной зарядки электробуса хватит только на 1 смену. Получается, для того, чтоб заменить 1 существующий троллейбус, придется закупать 2 электробуса – это к слову якобы  об экономии. Сейчас  депо №1 выпускает порядка 37-39 троллейбусов на линию в будний день. Для того, чтобы обеспечить такой же выпуск электробусов с ночной зарядкой, придется закупить (с учетом коэффициента выпуска) 86 электробусов. Это если считать на  специальной формуле, где учитываются не только чистые потребности в подвижном составе, но и запасные транспортные единицы —  на случай ремонта, планового обслуживания, зарядки и других видов простоя. С учетом закупки 60 электробусов в первое  депо максимальный пиковый выпуск составит  только 27 электробусов — против 39 троллейбусов сегодня. Потом, у нас 2 смены, а ночи хватает лишь на одну зарядку, то есть электробусы придется «ставить к розетке» еще и днём. А это  — нехватка машин на линии. Вот если бы купили, как раньше планировали, троллейбусы с автономным ходом, такой проблемы бы не было: они ведь едут и параллельно заряжаются — без ущерба расписанию. А сейчас у меня вопрос: на чем поедут люди? И это только по одному депо№1! О каком продлении маршрутов можно говорить вообще?! 60 электробусов не закроют даже те троллейбусные маршруты, что есть сейчас – без продления!».

Примерно такие же расчеты представил нашей редакции и почетный работник ГЖД, транспортный обозреватель  Николай Морохин. Более того, он обратил внимание, что зимой электробусы показывают низкую надежность работы из-за того, что батарея этого вида транспорта на холоде разряжается в полтора раза быстрее. И этот фактор тоже надо учитывать, а его, судя по параметрам предстоящей закупки, никто не берет во внимание.

«Состояние подвижного состава троллейбусов в городе, действительно, оставляет желать лучшего: преобладают старые машины, ресурс которых завершается. Но инфраструктура поддерживается в хорошем, рабочем состоянии, она вовремя обновляется: тут всё в порядке. Так что, возможно, вопрос можно было бы решить путём приобретения новых троллейбусов, которые, кстати, существенно дешевле электробусов. В том числе и троллейбусы с большим запасом автономного хода, которые могли бы добраться до новых районов без контактной сети. Именно так сейчас делается во многих крупных городах: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске, Чебоксарах, Бресте, – отмечает транспортный обозреватель, почетный работник ГЖД Николай Морохин. — Эта техника не требует многочасовой ночной подзарядки с ограниченным в результате дневным пробегом. А считать троллейбус маломаневренным неправильно. Это мощные машины, которые развивают высокую скорость и уверенно себя чувствуют при этом на узких городских улицах».

Пассаж о том, что обзору нижегородских улиц мешают только лишь троллейбусные провода, эксперт нашел еще более странным. «Ну, и последний аргумент – «чистое небо». Он откровенно фальшив. Под этим сочетанием мы понимаем обычно отсутствие загрязнения дымом, а вовсе не троллейбусными проводами. Эти провода – крохотная доля всего того, что висит над головами горожан. Кроме толстых кабелей и их сплетений, наши взоры «радуют» и, например, проведённые по поверхности на многих улицах, дворах трубы разной толщины. Троллейбусные провода по-своему красивы: они давно уже стали частью урбанистического пейзажа, как эффектные изгибы дорог, их развязки. В Крыму туристы фотографируют троллейбусную линию с не меньшим энтузиазмом, чем другие пейзажи, – констатирует Николай Морохин. —  Троллейбусные провода напоминают о движении, об энергичном, готовом принять нас экологически чистом транспорте, о том, что мы в большом городе с его очень специфичным пейзажем, в котором – диалог эпох, столетий истории. За этими проводами традиции поколений нижегородцев, которые восьмое десятилетие пользуются троллейбусом и его по-своему любят. Не приходило ли в голову радетелям «чистого неба» что пришла пора ликвидировать по тем же соображениям канатную дорогу на Бор?».

На 10 млн дешевле

Итак, наш эксперт Николай Морохин утверждает, что троллейбусы дешевле электробусов. Губернатор Никитин, напомним, заявил об обратном. Кто же прав?

Доверимся не только открытым прайсам, но и исследованию издания «За рулём», которое приводит вот такие данные за 2022 год: стоимость обычного троллейбуса — 22 млн, автономного — 28 млн, электробуса — 36,8 млн.

При этом цена 1 км пробега у простого «рогатого» составляет 60,4 рубля (почти на 2 рубля дешевле, чем у автобуса), у троллейбуса с динамической подзарядкой — 60,9 рубля, у электробуса — аж 86,5 рубля! Если цены за год и изменились, то выросли примерно в таком соотношении.

Но это еще не все. Каждые три года электробусу нужно менять батарею, которая стоит без малого… 10 млн рублей! Для понимания — это почти один новый автобус. Ну или 60 автобусов — если смотреть трехлетнюю перспективу только по одному депо №3). Нормальная такая «экономия», да?

Кому выгодно убийство нижегородского троллейбуса и закупка ненадёжных в нашей климатической зоне электробусов, с дороговизной которых едва справляется даже  сытая Москва, – разговор особый. Наша редакция вернется к нему чуть позже, а пока будем следить за развитием событий.

Прогнозируем, что работы у главы СКР Александра Бастрыкина скоро прибавятся. Ведь его подчиненные регулярно проверяют многотысячные  жалобы россиян на скандальное закрытие троллейбуса в Оренбурге, Орле, Волгограде, Тамбове, Белгороде, Твери и Астрахани и последующее за этим ухудшение пассажирского обслуживания населения.

Анна Фатьянова

Автор публикации

Публикации: 8199

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".