Александр Седов,
Транспортный обозреватель:

"Реформы общественного транспорта в Нижнем Новгороде – это бег по кругу со спущенными штанами"

29.12.2021 22:18

Общественный транспорт и все, что с ним связано, неизменно «задевает за живое» жителей Нижнего Новгорода. Поэтому, подводя итоги 2021 года, мы решили «пробежаться» по этой теме отдельно. «Юбилейный» год был ознаменован закупками автобусов и даже ретро-трамваев, традиционными пробками, многочисленными не решенными проблемами в транспортной сфере и разработкой некой комплексной схемы, которую чиновники все никак не доведут до ума и не обсудят с жителями. Проанализировать все эти события и проблемы мы попросили транспортного обозревателя Александра Седова.  

Маршрутки: фавориты чиновников и «крепостные» пассжиры

— Начнем с маршруток. Основные проблемы, с которыми пассажиры сталкиваются, — отсутствие кондукторов, задержки рейсов, раздолбанные салоны, курящие водители, которые резко тормозят и трогаются… Как ты считаешь, в этом году какие-то из этих проблем ушли? Или наоборот, они усугубились?

— Может быть, курить меньше стали, а так нет – ничего не меняется. Я в таких случаях говорю: ладно ещё пить не начали! Хотя и такому повороту событий не удивлюсь, потому что в эту сферу приходят случайные кадры, которые ни города, ни языка порой не знают. Никогда не забуду историю из середины нулевых, как маршрутка остановилась на проспекте Ленина и водитель на ломаном русском спросил у пассажиров: «Нам прямо ехать или поворачивать?». Это было около Комсомольской площади, где съезд в сторону Молитовского моста. Все, кто ехал в маршрутке, сначала впали в ступор, затем громко засмеялись. Шофер пояснил, что его сегодня перевели с другого направления.

— Но сейчас же не  середина нулевых.

— Не середина, однако нижегородский транспорт живёт по старому календарю. Да и как он может измениться сам по себе? Им же фактически никто серьезно не занимается треть века! Вот представьте себе, лежит больной человек – уже в коме. А его лечат лопухом, ну и молитвы о здравии читают. Вот с общественным транспортом то же самое.  Поддерживающие меры, чтобы всё окончательно не развалилось, — были. А вот развития не было.

Фото: ИА «Говорит Нижний»

— Как не было? Почти каждые три года – какая-нибудь транспортная реформа.

—  А толку? Мы ни одну транспортную реформу за последние 20 лет до конца так и не довели. Последняя, кстати,  была в 2017 году. Помните про «новые автобусы,  новые маршруты, новый Нижний»?  Налогоплательщики тогда за эту сказку отдали 63 млн рублей. Ну и где всё это новое?  Некоторые перевозчики до сих пор на старых пазиках деньги зарабатывают: выйдут в час пик, соберут «урожай» и после 8 вечера – тишина на умных остановках. Так и живем: каждые пять лет разрабатываем какой-нибудь стратегический документ за много миллионов, обещаем пассажирам, что скоро они поедут по-новому, потом ломаем старую схему, хоть и неидеальную, но привычную, и снова ждем очередную реформуза«очень дорого». Это бег по кругу со спущенными штанами – сами платим за эту клоунаду, сами бегаем.

— В продолжение темы маршруток: такое ощущение, что этот рынок практически доведен до монополизации, многие линии в руках предпринимателя Мещерякова, и ему уже не с кем конкурировать. Так ли это? И правильно ли это?

— Монополия – всегда плохо. Потому что в таком случае рыночные отношения превращаются в крепостное право. Барин захотел – прислал маршрутку, барин не захотел – не прислал.

Фото: ИА «Говорит Нижний»

И поменять барина нельзя, он перед крепостными, то бишь перед пассажирами, не отчитывается. А вот когда у пассажира есть выбор, на чём ехать и за какой тариф, или когда есть строгие правила (нарушил – вон с дороги), это очень отрезвляет. Не вышел вечером на рейс, позволяешь курить водителю в салоне –  прости и прощай.  А у нас не так. Можно  регулярно попадать в ДТП, гореть заживо, грубить пассажирам, нарушать график – и ничего тебе за это не будет.

—  Ты сейчас  про Мещерякова?

-Я сейчас про большинство перевозчиков. Не спорю, встречаются и нормальные. Например, тот же Каргин – отличный кейс, как частный бизнес может быть с человеческим лицом: и проездные были, и ночные рейсы, и строгий график, и своя база.

А Мещеряков… что Мещеряков? Он стал уже нарицательным именем. Как говорится, старался – и заслужил.  Хотя не он первый, не он, к сожалению, последний, на которого обрушился рог маршрутного изобилия. Понимаете, хоть, минтранс, хоть дептранс (самое интересное – при любых руководителях!) напоминает шальную императрицу, которой  ну очень нужен фаворит.Классика жанра: рядом с высокопоставленным креслом появляется «правильный» перевозчик. И ему, ну совершенно случайно, начинает «фортить» – как на пригородных, так и внутригородских маршрутах. Он начинает их брать десятками – самые «хлебные», разумеется. Лоббировать свои интересы на ковре и под ковром, поджимать государственный или муниципальный транспорт – в ущерб и пассажирам, и государству. Все всё знают, все всё понимают, но никто ничего сделать не может.

— Есть пример, когда фаворит ведет себя нескромно?

— Ну вот 45-й маршрут, помните? Есть и автобус с таким номером, и маршрутка. Автобус вдруг пускают «в Москву через Владивосток», заставляя петлять где можно и нельзя, а маршрутка едет по старой –  накатанной! —  трассировке. Ей дают максимальные возможности заработать. А НПАТ потом датируют из бюджета. Порок и лицемерие – в чистом виде. И таких примеров  много.

Почему, например, 11 лет назад убрали первый трамвай с Канавинского моста? Только один этот маршрут приносил выручку, как весь нижегородский метрополитен. И ведь какую причину придумали: мост разрушается! 80 лет стоял и трамваи его «пальцем» не трогали, а тут сразу посыпался? Напомню, что в годы Великой Отечественной войны по нему шли  грузовые поезда, так как трамвайные пути позволили сделать смычку между Московским и Казанским вокзалами. И ничего не развалилось – даже после поездов. А тут трамвай. В чистом виде маршруточное лобби – я сейчас не про Мещерякова, а вообще.  Убрали вагоны, а потом пустили  по мосту большегрузы, которые потянулись к строящемуся стадиону на Стрелке. Это к вопросу о риске разрушения. Считаю, что «убийство» первого трамвая – это вина не столько маршуточников, сколько тогдашнего губернатора Шанцева и мэра Булавинова.  Чьи они интересы защищали?

Или вот еще от создателей «50 оттенков ненависти к электротранспорту»:  ставят частника под троллейбусные провода. А потом сокращают троллейбусы до одной машины на линии с возгласами: «никто на них не ездит».  Так и  не будут ездить при таком подходе.  Посадите меня  перед входом в «Бристоль» с самогоном и дайте разрешение торговать. Обещаю вам, этот «Бристоль» загнется так же быстро, как и нижегородский троллейбус.

Смена маршрутов: «подключаем» новые ЖК

— В этом году продолжилась тенденция неожиданной для населения смены маршрутов. Приходит маршрутка с привычным номером, а едет она совсем не туда, куда люди привыкли. Почему так происходит?

— Если вы про продление маршрутов в Новую стройку и Новую Кузнечиху – то это  попытка хоть как-то примирить пассажирские потребности с транспортными реалиями. Это первое. Второе, это нормально, когда по просьбам пассажиров корректируется трассировка маршрутов. Ну странно ведь: построили новый микрорайон, а транспорт  не пустили.

Фото: ИА «Говорит Нижний»

Другое дело, когда  туда перенаправляют автобус или маршрутку, которые до этого, допустим, ездили на загруженном и безальтернативном направлении. Вот это плохо. Улучшайзинг для одних не должен оборачиваться ухудшайзингом для других.

Автобусы: транспорт есть, водителей нет

Стало ли их больше автобусов в этом году? Хватает ли этого городу? 

—  По-моему, в 2021 году их закупили в количестве 20 штук – или около того. Можно приобрести 200 штук еще, но одномоментно это не сыграет никакой роли. Сейчас у Нижнего Новгорода есть автобусы, но нет водителей. По самым скромным подсчетам, не хватает около 450 шоферов. Нужна государственная программа по подготовке водителей. Прямо на базе НПАТ.  Или должна быть схема, по которой автошколы будут готовить специалистов с гарантией трудоустройства. В советские времена эта вертикаль была четко выстроена.

Фото: mintrans.gov.ru

Ну и, конечно, должна быть рыночная зарплата. Выучить – полдела, нужно еще и заинтересовать. Чтобы хорошо зарабатывать, водителям сейчас приходится  работать за себя и за того парня. Дикие нагрузки, это небезопасно –  как для них самих, так и для пассажиров. Шутка ли: сотня людей  на борту, их жизни зависят от хорошего самочувствия и быстрой реакции шофера. А откуда у него это после хронического недосыпа? СМИ  не раз писали, что водители порой умирают прямо за рулем. Вот она, главная транспортная задача на 2022 год.

Фото: ИА «Говорит Нижний»

— Что-то у меня такое ощущение, что расписание рейсов не очень стало соблюдаться. Например, 71-й автобус, который сначала соответствовал «каргинской» планке, как-то «сдулся». Я прав? Если да, то почему это происходит?

— Он, может, и стал хуже ходить, но даже в нынешнем его виде – это один из самых стабильных и «обильных» маршрутов. По нижегородской мерке, разумеется. Если бы так ходил, к примеру, 69-й автобус, то я был бы счастлив. Конечно, это не повод махать рукой в сторону 71-го. Надо просто понимать, что эта  проблема–  всего лишь следствие «кривоногости» всей транспортной системы. Он и не будет лучше работать. Не бывает так, чтобы в лепрозории все лежали в болячках, а больной из палаты №71  — с розовыми щёчками. Хотя еще раз: 71-й ходит относительно неплохо, я тоже на нём езжу.

Что касается расписания – так оно в новейшей истории общественного транспорта никогда особо и не соблюдалось. Помимо накопленных проблем управленческого характера, так еще ведь и объективные факторы: пробки, перекрытия, ДТП. Конечно, такие обстоятельства негативно сказываются на интервалах движения. Того же 71-го, например.

Трамваи: вагоны – новые, хозяйство — старое

— Есть ли позитивные изменения в результате санации «Нижегородэлектротранса» (НЭТ)?

— Если и есть, то эти позитивные изменения от всех скрывают, даже от самих сотрудников НЭТ. Давайте так: вот уже шесть или даже семь лет НЭТ должен за потребленное электричество. Годы идут, а долги стоят. Это позитивный момент? Нет. Жуткая текучка кадров и низкая зарплата. Есть позитив? Нет. Бывшего гендиректора судят за многомиллионные растраты, а его люди  до сих пор ходят вокруг НЭТа  — чему тут радоваться? Может быть, падающему пассажиропотоку? Это ведь тоже показатель жизнеспособности…

Фото: orennov.ru

На мой взгляд, там жуткий застой. При гендиректоре  Елене Лекомцевой и ее заме Владимире Котове было как-то оптимистичнее. Вообще, оставшийся коллектив – это герои, я говорю сейчас это без иронии. Там работают люди, которые беззаветно любят свое дело. Они обожают трамваи и троллейбусы и очень переживают, что всё летит к чертям. Это целая  электротранспортная «религия». Но  таких людей  с каждым годом всё меньше и меньше. Тяжело верить в лучшее, верить в справедливость,  если ничего не меняется годами.

-Можно ли сказать, что электротранспорт в городе получил новый толчок, начал развиваться? Все-таки ретро-трамваи закупили и вагоны из столицы…

— Представьте, что я купил дорогой смеситель – под старину, с красивыми позолоченными вентилями. И  ажурный душ в придачу, с полотенцесушителем, инкрустированным хризолитами. А ванну мне подарили родственники из столицы: на тебе, Саша, мойся на здоровье. И я такой счастливый: всё у меня есть! Всё…кроме труб и воды. Вот с трамваями то же самое.

Куда поедут эти красивые  вагоны, в какое светлое будущее? Новых путей, которые бы соответствовали современным пассажиропотокам, — нет, старые – годами нуждаются в ремонте, тяговые  подстанции устарели – срочной реконструкции требует полсотни таких объектов. И это только часть системных проблем: нужно не только обновление техчасти, нужны специалисты, нужны деньги – погасить старые долги за электроэнергию.  Поэтому пока никакого развития электротранспорта нет и быть не может. Есть очередные планы, но не более.

Метро-2021

— Как ты считаешь, это нормально, что на 800-летие потрачены десятки миллиардов, а ни одной станции метро у нас так и не появилось?

— Абсолютно нормально. Неужели кто-то надеялся, что нам дадут 100500 триллионов, и мы тут же, не расхлебав косяки за «Стрелку», запустим новую ветку метро от ЗКПД-4 до Верхних Печер — с пересадкой на линию Кузнечиха – Щербинки?  Это как же надо верить в Деда Мороза?!

Нижегородцы должны смириться, что при нашей жизни таких перспектив им не видать. Счастье будет великое, если удастся построить «Оперный театр», «Сенную», «Варю» и «Сормовскую». И таким образом сформировать устойчивый транспортный каркас: метро с расходящимися «лучами» трамвая, городской электрички и, возможно, метробуса. Если эту новую транспортную  «вселенную» прошить «нитями» автобусов и троллейбусов с динамической подзарядкой, которые будут подвозить к магистральному транспорту пассажиров,  — будет вообще здорово. Примерно так видят недалекое будущее в нижегородском минтрансе. Стратегия неплохая, посмотрим, какая будет тактика.

А мечтать о повсеместном метро на каждой улице, как в Москве, глупо. Особенно в вымирающем городе, особенно с низкой плотностью населения, особенно при постоянно расширяющихся границах города. Так никакой подземки не напасешься. Построить-то – нереально, а содержать еще нереальнее. Судите сами: до ввода «Стрелки» себестоимость 1 поездки в нижегородском метро составляла 45 рублей, сразу после ввода – 51, сейчас – уже 64 рубля.

Что нам  говорил шанцевский минтранс в 2015 году? Вот введем «Стрелку», и пассажиропоток увеличится на 40%. Где они, эти 40? Довели бы линию до «Волги»,  где  расположены основные жилые массивы Мещерки,  30% точно бы наскребли. А так — деньги на ветер. Мы построили пустую станцию метро у пустующего стадиона. Прошел футбольный праздник,  начались суровые будни. Наверное, поэтому именно на Стрелке решено строить будущий Ледовый дворец – чтобы максимально оживить эту местность и заполнить эту станцию метро.

Кто-нибудь мне, наверное, сейчас возразит: дескать, я езжу со «Стрелки», в вагоне кроме меня еще 30-40 человек. Но это не загрузка подземки, метро – это внеуличный транспорт с высокой провозной способностью. И если оно не загружено – значит, где-то есть просчёт. Если кто не знал,  ежегодно  наше метро нуждается в дотации, которая  составляет уже около 1 миллиарда рублей!  То есть, открытие новых станций – не гарантия выхода хотя бы в ноль, мы стремительно наращиваем убытки. О чем это говорит? Нижний Новгород купил платье не по размеру, и теперь постоянно спотыкается в его полах, очень больно падая при этом.

— То есть в Нижнем Новгороде надо закопать метро?

-Не закопать, а достроить до минимально возможного состояния, которое позволило бы грамотно состыковать его с другими видами транспорта и минимизировать бюджетные траты. Полностью сделать его безубыточным – нереально, а вот снизить космические траты – вполне по силам.

А вообще надо отвыкать от мысли, что от пробок город спасет только лишь метрострой. Подземка – это всегда крайняя и очень дорогая мера по решению транспортных проблем. Это не я так говорю, так утверждают авторы учебников по урбанистике – возьмите любой и проверьте. Доступной альтернативой метро может стать скоростной трамвай.  Его строительство  в 7-10 раз дешевле, чем подземный аналог. Не нравится вам слово « трамвай» — давайте назовём его наземным метро. И радостно поедем мимо пробок.

Тарифы: повышать пока «не за что»

— Как ты думаешь, назрела ли необходимость повысить тарифы на проезд?

— У меня точно не назрела (смеется – примечание редакции). Нынешние перевозки по своему качеству не стоят и 28 рублей. Особенно при наших зарплатах. Но я уверен, что придут знающие люди, назовут меня дурачком и с умным видом обоснуют новое повышение. И про дорогой бензин вспомнят, и про дорогие детали, и на высокие налоги пожалуются. Про качество работы, когда один рейс пишем, два в уме, разумеется, вспоминать не станут. Иначе вся транспортная математика развалится.

— А как пассажирам быть в таких условиях? Пешком ходить, авто покупать?

— Пассажирам надо наконец  понять, что они не багаж. У нас в городе много транспортных сообществ, которые знают, как отстаивать свои права. Горожане должны спросить у себя и соседей по поручню: а я-то сам что-нибудь сделал для своего комфорта? Может быть, жалобу  в Минтранс отправить на плохую работу перевозчика, потребовать его отстранения, выйти с инициативой о смене трассировки маршрута, отзыв о работе того или иного частника написать, подпись под петицией оставить – всё что угодно. Иначе потом не надо сетовать, что ничего не меняется.

Транспортная схема: ждем переработки

— Новая транспортная схема — это очередная провальная затея из череды прожектов, которые не подлежат реализации, или это то, что реально будет работать? Назови самый ее жирный плюс и самый жирный минус.

— То, что мы увидели, – нуждается не в доработке, а переработке. Ну, например, они  перекроили всю транспортную схему, но не учли строительство метро в центре города, что подразумевает серьезные перекрытия. Они «забыли» про новые трассы. В частности, в ЖК «Анкудиновский парк». Они не предусмотрели уже обещанную  канатную дорогу от Заречки на проспект Гагарина, удобные стыковки между  магистральными и подвозящими маршрутами,  много чего еще. Одним словом, поверхностный подход. Или вот, например, рисуют линию маршрута, а в пояснении к нему указывают другие конечные – не как на карте. Это даже не небрежность, это халтура.

Я надеюсь, что минтранс внимательно ознакомится с этим творчеством и даст разработчикам подержаться за контактный провод от троллейбуса – для  недостающей искры в глазах.

По моей информации, это некорректная схема, которая неизвестно как появилась на официальном источнике. Хочется верить, что этот документ приведут в порядок, и мы получим понятный план реформы. Она, кстати, предполагает два дедлайна: 2022 год и 2025 годы.

— То есть плюсов пока нет?

— Почему нет, есть. Плюс в том, пассажиров ждёт перевод всего транспорта на социальную основу. Проездные будут действовать везде: и на бывших коммерческих маршрутах, и на государственных, и на муниципальных. Сели, заплатили  один раз  за проезд и сделали столько пересадок за 60/90 минут, сколько  нужно.Это признак цивилизованного транспорта.

Есть еще одна отрада – строительство  двух трамвайных линий и одной перемычки. Я про ветку до ЗКПД-4, Новинок и связку на Новикова-Прибоя. Если удастся это реализовать – будет здорово. Правда, в предложенных трассировках есть повод для дискуссий, но это уже детали.

— Хорошо, а какой тогда главный минус?

— Минус в том, что общественный транспорт реформируют те, кто видит его либо из окна служебного авто, либо в страшном сне. Очень жаль, что широко анонсированные на декабрь обсуждения новой транспортной схемы так и не состоялись. Давайте дождемся их, внесем необходимые правки и наконец-то от слов перейдем к делу.

Фото: Асхат Каюмов

0

Автор публикации

не в сети 16 часов

govoritNN

1
Комментарии: 0Публикации: 4663Регистрация: 04-09-2020