
"Прямого воздействия на инфляцию вследствие налоговых изменений не будет"

Налоговая реформа-2024 не может не вызывать тревогу у самых разных слоев населения. Это касается не только тех предпринимателей, которых ждет увеличение нагрузки, но и рядовых налогоплательщиков, которые опасаются активизации инфляционных процессов и роста цен. Пока не очень понятно также, как повлияют изменения на инвестиционный климат и смогут ли регионы вводить дополнительные меры поддержки местного бизнеса. О том, как все должно быть устроено, чего налогоплательщикам ждать и чего опасаться, мы попросили порассуждать нижегородского бизнес-омбудсмена Павла Солодкого.
— Павел Михайлович, насколько чувствительным для нижегородского бизнеса окажется увеличение ставки по налогу на прибыль (с 20 до 25) %? Вправе ли областное правительство и законодательное собрание региона «отрегулировать» этот показатель для наиболее значимых категорий?
— Действующая сейчас в РФ ставка 20% налога на прибыль организаций – по мировым меркам невысокая. Так, в США ставка корпоративного налога составляет 21% + налог на уровне штата. Исторически она, кстати, всегда была выше – 35 %, но снизилась в рамках налоговой реформы Д.Трампа в 2017 году с целью репатриации капиталов. При этом в Аргентине, Китае, Нидерландах она составляет 25%, в Австралии – 30%, в Канаде – 38%. В КНР и Иране – по 25%. Поэтому в рамках изменений законодательства наша страна лишь приближается к некоему усредненному уровню.
Кроме того, правительство предпринимает меры для амортизации последствий от изменения ставки, прежде всего – для инвестирующих компаний. Важно защитить инвестора – приходившего вкладывать деньги под определенные условия — от изменения законодательства (в праве этот принцип называют «дедушкиной оговоркой»). Действующие преференциальные режимы (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР) сохранятся, будут расширены механизмы инвестиционного налогового вычета на региональном и федеральном уровнях. Сохраняются все меры поддержки бизнеса, налоговые льготы по НДС на основные услуги и социально значимые товары (в т.ч. ИТ, рестораны, гостиницы, медицинские и детские товары и др.).Поддержка обязательно будет оказана тем предпринимателям, кто не прячет прибыль в офшорах, а направляет ее на расширение производства, вкладывается в социальную инфраструктуру.
— Появляется ставка (5%) по налогу на прибыль для айти-компаний, при этом именно в Нижнем Новгороде планируется развитие данного направления. Может ли регион принять собственные «сдерживающие» меры?
— Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, устанавливается ставка 5 процентов в 2025-2027 годах, а в бюджет субъекта РФ — 0 процентов. С учетом того, что бюджет субъекта ничего не получит, то и принять сдерживающие меры он не вправе.
— Базовый порог для перехода на УСН увеличивается (до 450 млн рублей), но при этом порог, после которого действует НДС, — сокращается (до 60 млн рублей). Таким образом, те предприятия, которые работают с доходом выше 60 млн, включат НДС в стоимость своих товаров и услуг. Предусмотрены ли какие-либо симметричные меры по сдерживанию роста цен в регионе?
— Для дальнейшего развития малого бизнеса предлагается поэтапное увеличение порога для применения УСН. Такой подход позволит предпринимателям плавно встраиваться в общую систему налогообложения и масштабировать свои предприятия. Предлагается увеличить порог УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн руб. с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн руб.
В отношении сдерживания цен. Прямого воздействия на инфляцию вследствие налоговых изменений не будет, потому что государство не изменяет ставки проинфляционных косвенных налогов. При этом справедливая налоговая система создает факторы в экономике, которые будут способствовать снижению инфляции уже в ближайшей перспективе: стабилизация бюджетной политики (это позволит впоследствии снизить ключевую ставку); стимулирование инвестиций и увеличение производства; выстраивание справедливой конкурентной среды для налогоплательщиков.
— Может ли включение НДС в УСН привести к спаду активности бизнеса и к попыткам скрыть доходы? Как в данной ситуации можно простимулировать нижегородский бизнес развиваться?
— Государство проработало предложения с учетом всех позиций. Применять НДС и мерить всех одинаково не будет правильным решением: есть крупнее бизнес, а есть — с более низкими доходами. Поэтому предлагается не менять для второй категории условия.
Включение НДС в УСН к спаду активности привести не может, так как 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн, то есть эта мера не коснется подавляющего большинства плательщиков.
При этом на оставшихся 3,2% предпринимателей приходится 46% всех доходов УСН. В основном это непроизводственные предприятия, ведущие розничную и оптовую торговлю, те, кто занимается операциями с недвижимостью и общественным питанием. Таким образом, корректировки никак не затрагивают внутреннее производство в стране.
Бизнесу предоставят варианты по выплате НДС на выбор:
• общий режим 20% (10% для определенной категории товаров) НДС со всеми вычетами;
• 5% НДС, без права на вычеты (для доходов до 250 млн руб.) и 7% НДС, без права на вычеты (для доходов до 450 млн руб.).
— Вводится налоговая амнистия по «дроблению бизнеса» — многие ли предприятия в регионе ей воспользуются?
— На данный момент налоговая нагрузка для упрощенцев ниже, чем для лиц, применяющих общий режим налогообложения, на практике это приводит к дроблению бизнеса и созданию неравной конкуренции. Для предпринимателей, готовых отказаться от схем дробления и начать работать «в белую», будет предусмотрена амнистия, которая создаст условия для выхода из тени.Если предприниматель добровольно откажется от применения дробления с 2025 года и налоговые органы не установят таких фактов, то неуплаченные налоги, пени и штрафы за 2022-2024 годы в связи с применением схем дробления не будут взыскиваться, а соответствующую задолженность спишут. Таким образом предприниматели получат возможность перестроиться до 2025 года.
ФНС акцентирует внимание на то, что налоговые преимущества в виде спецрежимов установлены только для малого бизнеса и направлены на то, чтобы для всех участников рынка были созданы равные конкурентные условия. В то же время злоупотребления такими преимуществами делают бессмысленными все усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса.
— Есть ли на сегодняшний день проблема критериев дробления и если да, то как она может быть решена?
— Грань между допустимым и недопустимым дроблением бизнеса очень тонкая. Даже в таких четких маркерах легального дробления, как самостоятельность, рыночная цена и реальность деятельности, есть свои особенности. Очень рискованными считаются ситуации, когда крупный бизнес, представляющий собой единый процесс, делится на части, которые оформлены в виде формально отдельных юридических лиц, но по сути являются частью процесса.
Есть дробление или нет — определяет налоговый орган либо суд. И здесь все зависит от того, как суд или налоговый орган производят оценку.
ФНС последовательно устраняет и будет устранять все возможные «лазейки» в нашей налоговой системе, чтобы не допустить распространения указанной практики уклонения от уплаты налогов. Это касается и схем дробления бизнеса, о которых говорил Президент, и занижения таможенной стоимости при транзитных операциях через страны ЕАЭС, и уклонения от уплаты акциза по некоторым товарам. Также нужно отметить, что на сегодняшний день цифровизация ФНС России позволяет пресекать большинство схем ухода от налогов, и это уже существенно «обелило» бизнес. Налажено взаимодействие с банками, Минтрудом. Наконец, созданы стимулы для обеления доходов. Поэтому налоговые изменения не приведут к массовому уклонению от уплаты налогов.
Неуплата налогов и пошлин сегодня в России не может являться конкурентным преимуществом бизнеса. Если бизнес не платит налоги – бюджет недополучает доходы. Но страдает не только строчка в бюджетных доходах, но и те, кто хочет работать честно – они вынуждены уходить с рынка. Это создает среду, которая стимулирует даже добропорядочных налогоплательщиков искать схемы, позволяющие не платить налоги. Беззаконие порождает беззаконие.
— Повлияет ли увеличение НДФЛ при определенном уровне доходов на экономику региона? Если да, то как?
— Поскольку в случае принятия поправок Госдумой налоговые изменения начнут действовать с 1 января 2025 года, изменения в НК РФ только проект, я могу только предполагать в каком виде будет принят закон.
При определении ставок по прогрессивным налогам Правительство исходило не столько из бюджетной арифметики, сколько из того, что в российском обществе есть устойчивый запрос на социальную справедливость, в том числе на прогрессивную шкалу налогообложения. Но при этом у общества есть также свое понимание справедливой прогрессивной шкалы. Прежде всего, — прогрессия не должна касаться подавляющей части населения. Средний класс – это основа любого успешного общества, важно было, чтобы основная его часть не попала под изменения. И для Правительства это стало главным условием. Речь должна идти о, действительно, обеспеченных слоях населения.
Дальше оставалась только определить те доходы, которые бы воспринимались, с точки зрения общества, как достаточно высокие.
И здесь применен такой расчет. Есть показатель средней зарплаты в стране, который рассчитывает Росстат, — в прошлом году он составил около 75 тыс рублей. Госдума рекомендовала взять за базу порогового дохода, с которого вводится прогрессивная шкала, среднюю, умноженную на коэффициент 2. Правительство же решило учесть эту рекомендацию с запасом, применив коэффициент 3. В итоге, этот порог превышает даже среднюю зарплату в Москве. То есть это средняя зарплата с приличным запасом, так чтобы были учтены жизненные ситуации российских семей и их расходы.
Таким образом, увеличение ставки НДФЛ коснется только 2 млн человек (3,2%) – это люди, доход которых свыше 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.
Таким образом, введение прогрессивной шкалы налогообложения позволит внести в налоговую систему более элементы справедливости. Тот, кто богаче, будет платить больше. А дополнительные средства будут направлены на нужды общества – поддержку семей с детьми, создание комфортных условий жизни, социально-экономическое развитие регионов.
Фото: ФНС РФ