По «краснокнижникам», озерам и жилью: чиновники выбрали скандальную схему «восточного обхода» Нижнего Новгорода

04.03.2021 9:36

Чиновники региона начали реализовывать планы по строительству «восточного обхода» Нижнего Новгорода. До 14 мая подрядчик должен исследовать и размежевать землю под первую часть проекта – это участок между кстовской трассой и предполагаемым мостом в Подновье. Данное решение обеспокоило нижегородских экологов и жителей Кстова. Согласно схеме, которая содержится в ТЗ на обозначенные работы, новая дорога пройдет по местам обитания краснокнижных птиц в Артемовских лугах и по частным домовладениям.

«Минимально затрагивает участки под строительство»

Изначально было несколько вариантов новой трассы, которая должна соединить предполагаемый мост через Волгу и существующую дорожную сеть в рамках «восточного обхода». Осенью 2020 года выбор был сделан в пользу следующей схемы: Подновье – Артемовские луга (участок, примыкающий к очистным сооружениям, далее по дамбе) – часть Кстова (в районе улицы Столбищенской) – новая развязка и выход на кстовскую трассу.

О предпочтительности именно этого варианта говорится, в частности, в письме регионального минтранса к министру градостроительного развития Марине Раковой от 19 октября 2020 года (есть в распоряжении редакции): «данная трассировка минимально затрагивает существующие и перспективные земельные участки под жилищное строительство и выводит транспорт на обходную магистраль муниципального образования».

Стоит отметить, что значительная часть Артемовских лугов разбита на участки, выкупленные в 2014-2015 годы группой частных лиц. В настоящее время идет активный перевод этих земель в категорию жилищного строительства – на эту тему ИА «Говорит Нижний» готовит отдельный материал.

По неофициальной информации, первые варианты «восточного обхода» были не выгодны новоявленным собственникам лугов: предполагалось, что дорога будет сворачивать к пригороду Нижнего Новгорода перед очистными сооружениями и идти по участкам, на которых планируется строительство коттеджей.

Тот же вариант, на котором остановились чиновники в итоге, не затрагивает интересы будущих застройщиков. Более того, он может быть интересен им с той точки зрения, что областному правительству придется выкупать у них земли под новую дорогу, бесполезные с точки зрения жилищного строительства. На одном из таких участков расположена дамба, которая тоже находится сегодня в частной собственности.

Скважины пробурят под водой?

В декабре 2020 года госпожа Ракова подписала приказ, разрешающий Главному управлению автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области начать работы по планировке и межеванию территории для последующего строительства дороги в рамках «восточного обхода».

В начале 2021 года были объявлены торги на обозначенныеработы с начальной ценой в 14 млн рублей. Упомянутая выше схема фигурировала в конкурсной документации.

В торгах победила омская фирма «Терпланпроект» (директор и учредитель Мусийчук Сергей Витальевич), снизив цену почти в два раза – до 7,5 млн.

Контракт (выложен на сайте госзакупок) был заключен между ГУАД и ООО «Терпланпроект» в феврале 2021 года.  Согласно этому документу, до 14 мая 2021 года подрядчик должен провести инженерные изыскания и выполнить первый вариант проекта планировки и межевания (ППМ) территории.

Здесь стоит отметить, что в рамках инженерных изысканий необходимо будет сделать несколько десятков буровых скважин – при этом до конца мая, по наблюдениям местных жителей, в Артемовских лугах стоит вода.

Окончательно вариант ППМ должен быть готов до 31 августа 2021 года – это дата исполнения контракта. Следующие этапы – выполнение рабочего проекта и строительство новой автомобильной трассы.

Трасса через луга устроит не всех

Однако уже сейчас против реализации данных планов выступают жители области, которых может затронуть строительство: дорога, согласно схеме, пройдет по нескольким домовладениям, которые придется снести. Жители Столбищенской улицы (город Кстово) начали сбор подписей против того варианта «восточного обхода», на котором остановились чиновники.

У экологической общественности тоже большие вопросы к этому варианту. В Артемовских лугах (во многом благодаря очистным сооружениям) наблюдается аномально высокая концентрация представителей флоры и фауны, в том числе и редких, занесенных в Красную Книгу России и Нижегородской области. В 2020 году было организовано комплексное обследование этой экосистемы, в ходе которого зарегистрирован 91 вид редких и исчезающих животных и растений. Из редких птиц (их 67 видов) это кулик-сорока, орлан-белохвост, серая цапля, малая крачка и многие другие.

При этом наибольшее скопление «краснокнижников» наблюдается именно возле очистных сооружений и дубравы — как раз там, где планируется проложить дорогу.

Места регистрации редких видов животных в Артемовских лугах

Строительство данного объекта, по словам орнитолога Александра Мацыны, не только погубит и распугает животных на этих участках, но и нанесет удар по всей экосистеме, разделив ее надвое.

В некоторых местах дорога, согласно схеме, пройдет прямо по водоемам – их, судя по всему, придется осушить.

Кроме того, ради строительства трассы придется довести дамбу до Кстова – сейчас она не достроена, и за счет этого луга насыщаются волжской водой во время паводка. Достройка дамбы приведет к застою воды и заболачиванию территории.

В феврале 2021 года экоцентр «Дронт» передал результаты комплексного обследования в министерство экологии региона, попросив чиновников учесть эти данные в ходе проектирования «восточного обхода».

В ожидании природного парка

Впрочем, это не значит, что ранее правительство Нижегородской области не было осведомлено о ценности данной территории с точки зрения охраны природы. Уже второй год при региональном министерстве экологии и при заксобрании действуют две рабочие группы по Артемовским лугам, цель которых – наделение этого места статусом природного парка. Такой статус серьезно ограничил бы хозяйственную деятельность: возведение коттеджей оказалось бы под запретом, а на строительство трассы были бы наложены такие ограничения, что проще и дешевле будет выбрать альтернативный вариант.

Несмотря на деятельность рабочих групп, юридический механизм создания природного парка пока не запущен, и чиновники региона не озвучивают конкретные сроки, в которые должен быть подготовлен соответствующий нормативный акт.

При этом подготовка к строительству на этой территории коттеджей и новой автомобильной трассы идет полным ходом. Если эти планы реализуются, экологам уже нечего будет защищать в Артемовских лугах.

Фото: zakupki.gov.ru

0

Автор публикации

не в сети 1 год

Егор Верещагин

0
Комментарии: 0Публикации: 15Регистрация: 26-10-2020