Перенос, которого не было: химзавод в Москве попросили «подвинуться» за 246,9 млн бюджетных рублей, но объекты остались на месте

05.12.2022 18:21

В предыдущих материалах мы уже рассказывали о конкурентной борьбе между дзержинским предприятием и холдингом «Аурат» за рынок производства коагулянтов (веществ для очистки воды), Тогда мы вкратце коснулись непростых взаимоотношений между АО «Аурат» и правительством Москвы в лице департамента по строительству. Последний перевел акционерному обществу 500 млн рублей, 246 из которых власти пытаются возвратить обратно в бюджет. Эти деньги, переданные департаментом московскому заводу коагулянтов, израсходованы, как считают чиновники, не по назначению.

История о передаче и последующей попытке возврата средств столичного бюджета развивалась следующим образом. Десятилетие в Москве работали над созданием внутри МКАД хордовых направлений для беспрерывного скоростного движения. В столице одновременно строили четыре крупных магистрали — Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Восточную хорды, а также Южную рокаду. В 2023 году их сомкнут в единое кольцо длиной 133 км, чтобы связать основные трассы и образовать незамкнутую кольцеобразную систему с выходами на МКАД.

С 2016 года в рамках строительства Северной рокады, она же Северо-Восточная хорда (СВХ), в Москве прокладывали участок автодороги от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе. А это, в свою очередь, часть трассы Москва-Санкт-Петербург.

Для дорожной стройки понадобился перенос опасных производственных объектов (ОПО) АО «Аурат», расположенных в промзоне 4-го Лихачевского переулка. Это непосредственно открытая площадка хранения соляной кислоты и склад готовой продукции. Соляная кислота относится к веществам II класса опасности, то есть к тоскичным.

Требование о переносе кислотного хозяйства основывалось на экспертной оценке, которую по просьбе Департамента строительства Москвы выполнило ФГБУ ВНИИ ГОЧС. Расчет ученых из института в структуре МЧС России диктовал необходимость переноса кислотного склада на расстояние не менее чем 50 метров от границы будущей скоростной магистрали. К началу стройки эта дистанция составляла менее 20 метров. 

«Аурат» заявил Департаменту строительства Москвы, куратору дорожных строек, о вынужденных неудобствах по переносу объектов. Всего получилось 500 млн рублей, из которых 246,9 млн рублей власти выплатили за перенос ОПО. В стоимость удаления строений подальше от Рокады закладывались финансовые потери предприятия. В частности, коммерсанты посчитали убытки от приостановки завода на период будущего переноса склада и упущенную выгоду, то есть недополученный в перспективе доход — 77,7 и 80,2 млн рублей соответственно. Итоговая сумма передислокации сооружений составила 246 млн 934 тысячи рублей.

23 декабря 2016 года департамент заключил с АО «Аурат» соглашение, по которому перечислил на счета последнего 500 млн рублей, включая те самые 246,9 млн рублей за опасные объекты.

И вот 10 сентября текущего года произошло долгожданное событие — запуск движения по последнему построенному участку СВХ, между Дмитровским шоссе и Сельскохозяйственной улицей. В торжественной церемонии открытия дороги лично участвовал мэр Москвы Сергей Собянин и, в режиме видеоконференции, президент России Владимир Путин.

Запуск СВХ стал грандиозным событием для всей московской агломерации. С тех пор автомобилисты в бессветофорном режиме могут проехать от развязки МКАД с М-11 до Косинской развязки на МКАД. Через последнюю в перспективе можно будет выехать на трассу М-12 «Москва-Казань», которая еще в процессе строительства. 

Дороги и развязки построены, красные ленточки перерезаны, транспорт по СВХ поехал, государственные деньги освоены, но опасные объекты «Аурата», включая склад соляной кислоты, остались на прежнем месте.

Чтобы окончательно не оказаться в дураках, Депстрой принял решение вернуть бюджетные деньги. Досудебная претензия в адрес АО «Аурат» не увенчалась успехом — требование добровольно перечислить в бюджет 246,9 млн рублей осталось без ответа, а, значит, без удовлетворения со стороны завода.

После этого 1 ноября 2021 года чиновники в одностороннем порядке отказались от исполнения соглашения с АО «Аурат» и обратились с иском в Арбитражный суд Москвы.

В гражданском процессе власти Москвы заявили о взыскании с общества «неосновательного обогащения» в сумме 246,9 млн рублей. «Аурат» заявил встречный иск — о признании отказа от исполнения соглашения недействительным. Оба иска в суде объединили в одно дело.

И вот 22  июля 2022 года в арбитражном суде Москвы состоялось судебное заседание по иску департамента к АО «Аурат». Суд отказал чиновникам в удовлетворении иска и, соответственно, во взыскании заявленной суммы.

Одновременно с этим арбитраж отказал и в удовлетворении иска «Аурата».

В качестве одного из оснований отказа в возврате денежных средств суд в своем решении указал на то, что соглашение содержит пункт, по которому выплата денежной компенсации не является встречным обязательством и имеет независимый характер, то есть не поставлена в зависимость от выполнения или невыполнения «Ауратом» своих обязательств по соглашению. Крайне странным выглядит наличие такого пункта в документе ценой в сотни миллионов рублей. Выплаты есть, и они колоссальны, а ответственности, даже самой минимальной, за неисполнение задач под эти выплаты не предусмотрено. Нонсенс какой-то!

Интересно, проходят ли антикоррупционную экспертизу различные соглашения, договоры, контракты, которые заключают с бизнесом структурные подразделения правительства Москвы? Если такой механизм работает, то почему в рецензионном сите не задержалось для последующей корректировки соглашение между АО «Аурат» и Депстроем?

Ко времени судебных разбирательств ауратовцам все же удалось нейтрализовать свой опасный производственный комплекс на 4-м Лихачевском переулке, но весьма странным образом. Нет, речь не о физическом переносе. «Аурат» явил суду технический акт от мая 2017 года о выводе из эксплуатации станции кислоты. Кто сколько-нибудь сведущ в вопросах функционирования химических производств, понимает, что без такого объекта невозможно производить один из базовых продуктов московского завода ГК «Аурат» — полиоксихлорид алюминия (ПОХА). По бумагам ауратовцы закрыли кислотное хозяйство, а на практике продолжали отгружать ПОХА.

Еще более изобретательным действом стало понижение в начале апреля 2018 года класса опасности производства с I-го до II-го, а в декабре того же года — до III класса. С объемами оборота в производстве токсических веществ в сотни и сотни тонн это просто фантастика. Да, конечный продукт — коагулянты, особенно в сухом виде, —  практически безвредные для окружающей среды вещи. Однако компоненты, что используются в их производстве, в частности соляная и серная кислоты, вещи крайне опасные. Их наличие имеет определяющее значение в определение класса опасности всего производства. Потому и вызывает удивление то, как предприятие, куда завозят и переливают сотни тонн кислот, превратилось в безобидный «ламповый заводик» рядом с оживленной магистралью.

К слову, освидетельствование «Аурата» как объекта III класса опасности состоялось в день пуска в эксплуатацию участка Рокады, то есть 28 апреля 2018 года. Такой роскошный подарок предприятию преподнес Ростехнадзор. А рядовые москвичи имеют в сухом остатке опасное производство, благополучно функционирующее сильно рядом с оживленной магистралью. Никакого переноса ОПО на более чем 50 метров от Рокады, как того требовали ученые института МЧС, так и не состоялось. Более того, с завершением стройки Рокада и «Аурат» вплотную, чуть ли не на расстояние вытянутой руки, приблизились друг к другу.

Потерпев неудачу в суде первой инстанции, Депстрой попытался обжаловать невыгодное для госвласти решение в апелляционной инстанции. 8 ноября текущего года апелляционную жалобу ведомства рассмотрел 9-й арбитражный апелляционный суд. Апелляционная инстанция оставила без изменения решение суда первой инстанции. Таким образом, правительство Москвы проиграло бой за возвращение бюджетных миллионов.

Проигран бой, но не война, сказали наверняка в Депстрое и пошли судиться дальше, в кассационную инстанцию. Правда, разбирательства в залах правосудия могут затянуться на долгие годы и закончиться для московских властей нулевым результатом.

Однако же есть и другой, гораздо более эффективный пусть возврата бюджетных средств — через правоохранительную систему.

В Уголовном кодексе РФ есть статья №159, седьмая часть которой связана с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере. Для обвиняемых по этой норме УК предусмотрено довольно жесткое наказание, до десяти лет лишения свободы. При этом особо крупным размером считается сумма свыше 12 млн рублей. В описанной выше истории другой, существенно больший порядок цифр.

История с «нецелевкой» в инфраструктурном проекте масштаба столичной агломерации, о котором известно самому президенту, оказалась бы находкой для силовиков. И распутать несложно (финансовая схема с признаками нарушения закона налицо), лишь бы от кого-то поступило заявление и определилась потерпевшая сторона.

Этим заявителем и может стать строительный департамент, который предпочел тернистый путь судебных разбирательств с неоднозначным результатом. Причем заявиться в МВД, СКР или прокуратуру имело смысл на этапе строительства СВХ, а не по ее завершению. Очевидно же, что на «Аурате» изначально не собирались переносить склад. И когда строилась СВХ, завод не останавливал производственные мощности. Имел ли он в таком случае право претендовать на компенсацию потерь из бюджета?

Между тем, даже с судебной процедурой по расторжению соглашения департамент ненароком (по умыслу или по незнанию – непонятно) затянул. Участок СВХ от Фестивальной до Дмитровского лично мэр Москвы Сергей Собянин открыл еще 9 сентября 2018 года. Еще раньше, 28 апреля того же года, как вы уже знаете, участок пустили в эксплуатацию. Но только 1 ноября 2021 года, то есть через три долгих года, Депстрой созрел до расторжения соглашения с «Ауратом».

В промежутке между 2016 и 2018 годами, то есть в процессе стройки новой дороги, вполне можно было разобраться с тем, собирается «Аурат» исполнять соглашение или нет. А понять это можно было лишь по одному показателю – по приостановке производственной линии с соляной кислотой. Она все то время продолжала работать. За два года чиновники могли легко это отследить, если бы хотя бы раз выбрались из уютных кабинетов.

Одна-единственная выездная проверка завода «Аурат» во время строительства участка СВХ — и запросто можно было либо понудить коммерсантов к остановке мощностей и переносу складских комплексов, либо запустить процесс изъятия бюджетных средств и одновременно привлечь к этой истории правоохранительные органы.

Вопросы к столичным властям не потеряли своей актуальности и по сей день. Кто, когда и каким образом в департаменте строительства Москвы осуществлял контроль за деятельностью АО «Аурат» по части правомерности получения компенсации из бюджета в связи с приостановкой деятельности?

Если в департаменте все же известно о том, что никакой приостановки производства коагулянтов на 4-м Лихачевском переулке не было, то почему тогда чиновники своевременно не подали заявление в правоохранительные органы?

Сейчас, когда участок СВХ построен, а опасное производство по факту продолжает функционировать, остается главный вопрос — когда все-таки департамент инициирует перенос объекта?

Ведь дело, насколько нам известно, не только в возврате бюджетных средств, но и в том, что химическое предприятие создает опасность для эксплуатации участка СВХ. Представьте себе, если тысячи автомобилей с водителями и пассажирами на борту встанут в гигантскую пробку, а на заводе, предположим, разорвет емкости… У служб экстренного реагирования не будет возможностей, чтобы вывезти из зоны ЧС всех пострадавших от отравления парами вещества II класса опасности.

В этой связи еще один вопрос: какие надзорные органы департамент проинформировал об эксплуатации опасного химического объекта, склада соляной кислоты, находящегося в непосредственной близости от участка СВХ?

С какими контрольно-надзорными органами взаимодействует департамент в этом направлении?

Ну и, наконец, планирует ли департамент направить обращения в компетентные органы, чтобы те проверили факт нецелевого использования бюджетных средств АО «Аурат» для освобождения земли под строительство участка СВХ?

А как, в самом деле, предприятие распорядилось изъятыми под строительство СВХ казенными миллионами?

Здесь стоит вспомнить, что некоторые дочерние структуры ГК «Аурат» могут быть связаны с западными офшорами. Так, Межрайонная ИФНС №5 по Ярославской области целый год, с апреля 2019-го по март 2020-го, проверяла деятельность ООО «Аурат-ВВ». Ведомство интересовалось тем, как фирма платила налоги и обязательные взносы в госфонды. Так совпало, что налоговики внимательно изучили период работы компании с 2016 года. А это как раз год соглашения между департаментом строительства Москвы и АО «Аурат», год, когда одна сторона этого соглашения передала другой значительные средства.

Так вот, налоговая установила, что через «Аурат-ВВ» по фиктивным договорам поставки прокручивались сотни миллионов рублей, а затем обналичивались в России, а также выводились в зарубежные офшоры.

На «Аурат-ВВ» внедрили схему ежемесячных крупных выплат в качестве вознаграждения индивидуальным предпринимателям, которым передавались полномочия управляющих. Выбранная форма организации процесса обременяла фирму, зарплата ИП в 8-9 и более млн рублей в месяц не нашла разумного оправдания со стороны налоговой. Управляющие-ИП крупно обогащались, а само ООО наращивало убытки.

Управляющими-ИП были владельцы АО «Аурат».

Одновременно с этим налоговики зафиксировали вывод средств в офшоры. С 2016 по 2018 годы «Аурат-ВВ» перечислил на счет нерезидента РФ более 15 млн долларов США. Ярославцы якобы покупали у EUROALUMINA гидроксид алюминия, произведенный на заводе ALUMINA ESPANOLA S.A. в Испании. При этом с 2013 по 2014 годы EUROALUMINA была поставщиком только для АО «Аурат», а в 2015-2018 годы — только для ООО «Аурат-ВВ».

EUROALUMINA зарегистрирована в Великобретании в 2012 году, адресом для почтовых отправлений значились Маршалловы Острова — классическая офшорная юрисдикция с нулевым налогообложением, отсутствием необходимости подавать финансовую отчетность и полной конфиденциальностью.

Налоговая установила, что  EUROALUMINA LLP была технической компанией, совершавшей хозоперации под контролем и в интересах ООО «Аурат-ВВ» и его учредителей. Деньги с расчетных счетов компании транзитом шли на лицевой счет основателя холдинга Степана Гетманцева в Латвии, а также на счет компании VARKA GROUPS.R.O., учредители которой — непосредственно Степан Викторович и двое его сыновей.

Отметим, что вывод средств в офшоры по подложным документам квалифицируется по п. а ч. 3 ст. 193.1 УК РФ.

Однако управление МВД России по Ярославской области даже не организовало проверку по изложенным выше фактам. Правда, нам стало известно, что следственное управление СК РФ по Ярославской области все-таки проводит предварительное расследование по зафиксированным ИФНС №5 фактам. Только вот эта доследственная проверка что-то затянулась. Региональному СледКому не хватило целых двух лет на, чтобы разобраться. Может быть, ожидающиеся кадровые ротации помогут ведомству?

По результатам проверки за трехлетний период налоговики вменили «Аурат-ВВ» 287 млн рублей недоимки, начислили 8,5 млн рублей штрафов и 117,7 млн рублей пени за неуплаты налогов. Ауратовцам пришлось возвращать эти деньги государству.

У ИФНС №5 были, кстати, поводы для новой налоговой проверки «Аурат-ВВ». Ведь, судя по финансовой отчетности, ярославская компания продолжала использовать описанную выше схему с управляющими ИП и в 2019, и в 2020 годах. Почему же этот период налоговики обошли своим вниманием? Сколько бы еще сотен миллионов можно было вернуть в бюджет?

Вадим Щуренков

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

фото — открытые источники

Автор публикации

Публикации: 8194

Читайте также

Ничего не найдено

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".