Отчет мэра Шалабаева: смелый налет оптимизма

29.04.2021 15:54

В ходе своего отчета за 2020 год Юрий Шалабаев проявил изрядную долю смелости, обозначив (местами, правда, мягко и обтекаемо) наиболее острые городские проблемы. Увы, за отчетный период фактически не было принято действенных мер, чтобы сегодня можно было говорить об эффективном их решении. Тем не менее, определенные меры принимаются, и градоначальник надеется, что со временем это позволит «разгрузить» накопившиеся негативные моменты. В некоторых же случаях (например, в ситуации с ростом муниципального долга) Юрий Владимирович и вовсе не видит никакого негатива. Поэтому в целом его отчет был исполнен оптимизма – благо что от «живых» вопросов «с галерки»  мэр сегодня избавлен.   

Расселение

Проблемой номер один в Нижнем Новгороде остается ветхий и аварийный фонд, в котором, как это ни прискорбно, продолжает обитать немалая часть горожан. Ранее, как известно, муниципалитет использовал схему «волнового расселения», определенную нагрузку брали на себя застройщики, получавшие территории под развитие. Однако два года назад (когда город возглавил Владимир Панов) стало известно, что договора РЗТ фактически перестали заключаться, а «волна» расселения застыла на излете. Вместо того, чтобы продолжить работу с застройщиками, город стал покупать квартиры для обитателей аварийного фонда и сносить старые дома исключительно за счет бюджетных средств.

В 2020 году эта практика продолжилась. Согласно отчету Юрия Шалабаева, было расселено 15 домов, нижегородцам выделили около 60 млн на покупку квартир. С учетом того, что обитатели сотен ветхих и аварийных домов встретят 800-летие в условиях, оставляющих желать лучшего, этого, мягко говоря, недостаточно. Мэр признал в ходе отчета, что цифра скромная, но выразил надежду, что в дальнейшем темпы расселения увеличатся. Правда, не назвал механизмов, за счет которых может произойти такое увеличение.

Школы и застройщики

Если предыдущий мэр Владимир Панов был близок к «двойке» за нацпроекты преимущественно из-за того, что в его отчете не было построенных социальных объектов, то у Юрия Шалабаева, на первый взгляд, «все хорошо». В течение 2020 года были введены в эксплуатацию две школы (в «Цветах» и в «Гагаринских высотах») и два детских садика.

Но ведь город нуждается в десятках таких образовательных учреждений, и их, кстати, уже сегодня могло быть больше.  Стоит отметить, что здесь, как и в случае с расселением ветхого фонда, муниципалитет все никак не передаст застройщикам хотя бы часть социальных обязательств. Обязательства эти город полностью берет на себя, и эта позиция не лучшим образом влияет на темпы строительства школ и садиков. Инвесторы, между тем, закладывают в цену продаваемого жилья наличие социальных объектов, зная, что они рано или поздно будут построены за бюджетный счет.

Ливневки

Буквально через неделю город отметит годовщину майского потопа-2020 – напомним, тогда случилось бедствие в виде дождя, и несколько участков ливневой канализации сразу вышли из строя. Задолго до того инцидента в стенах гордумы прозвучал диагноз, предваряющий памятный «прорыв»: ливневка в Нижнем Новгороде сильно (на 90%) изношена, а там, где она не изношена, ее просто нет.

Еще в 2018 году Владимир Панов объявил о начале работ по передаче ливневой канализации в концессию, что якобы позволит ее тотально модернизировать за 20 миллиардов рублей. Заодно тогдашний градоначальник представил нового руководителя МКУ «Управление инженерной защиты» Алексея Ежкова, который и должен был сыграть ключевую роль в концессионной истории.

Но за два года никакого эффективного соглашения заключено не было, а на ремонт имеющейся ливневки финансирование сократили, что и привело к потопу-2020. После этого о «пановской» попытке концессии все забыли, и отвечать за нее уже некому, поскольку Владимир Панов давно уже не глава города, а господин Ежков задержан (правда, совсем по другому поводу).

На 2021 год, учитывая прошлогодний «прорыв», муниципалитет решил все-таки выделить 116 млн на ремонт имеющейся ливневки – эту сумма прозвучала в отчете Юрия Шалабаева. Но это, так сказать, превентивная мера. Глава города признал, что на эффективное решение проблемы нужны более значительные средства, и анонсировал… Концессионное соглашение. Правда, сроков, когда оно будет заключено, не назвал. И, что важнее, не назвал конкретных механизмов, за счет которых очередная попытка «глобальной модернизации» не окажется пшиком.

Напомним, в городе так и не решен вопрос с появлением новых станций снеготаяния – их тоже хотели построить по концессии, но первая попытка оказалась неудачной из-за ошибок в предпроектных работах.

Уборка улиц и дорог

Зима 2020-2021 была рекордной не только по количеству снега, выпавшего на улицах Нижнего Новгорода, но и по количеству «свободных от уборки» территорий. Со снежными завалами не справлялись оперативно не только «дуковские» дворники, но и муниципальные. Расчищались, как мы уже рассказывали, преимущественно остановочные площадки, подходы же к ним оставались в сугробах. Проблему отсутствия дешевой рабочей силы в виде трудовых мигрантов муниципалитет оперативно решить не смог – впрочем, Юрий Шалабаев забыл упомянуть об этой проблеме в ходе отчета. О мигрантах он вспомнил только тогда, когда речь зашла о «просевшей» демографии.

Зато градоначальник обозначил такую проблему, как нехватка снегоуборочной техники. Как мы уже рассказывали, минувшей зимой муниципалитет мог вывести на дороги 340 специализированных машин (которые в большинстве своем морально устарели) – тогда как в 2014 году их насчитывалось примерно в два раза больше. Всего же городу, как отметил Юрий Шалабаев, требуется 800 снегоуборочных машин – впрочем, это идеал, который вряд ли будет когда-либо реализован.

В 2020 году было закуплено всего 17 единиц дорожной техники. Градоначальник признался, что это (как и в случае с расселенными домами) капля в море, но в этом году город закупит больше. Так что есть надежда, что в следующие снегопады сугробов на улицах будет меньше, чем в юбилейную зиму.

В росте долга нет ничего страшного?

На бюджет города, который так и не смог стать профицитным из-за пандемии, градоначальник также смотрит с оптимизмом. Дефицит, как объясняет Юрий Владимирович,  связан с увеличением расходов, а чем больше расходов, тем больше средств направляется на городские нужды.

В росте муниципального долга (к концу 2020 году этот показатель достиг 12,7 млрд рублей) Юрий Шалабаев также не видит ничего страшного, поскольку соотношение между долгом и доходами укладывается в норматив.

Непонятно только, почему решение актуальных городских проблем, обозначенных выше, фактически затормозилось в 2020 году. Может быть, не так уж все хорошо было с бюджетом? Или приоритеты в очередной раз были расставлены неправильно?

Отсутствие оппонентов

Если бы Юрий Шалабаев находился в иной политической парадигме, такие отчетные показатели стали бы поводом для жесткой критики, если не для снятия мэра с должности. Не так много времени прошло с тех пор, как именно после отчета поста градоначальника лишился Олег Кондрашов.

Но сейчас у главы Нижнего Новгорода нет оппонентов – ни в городской думе, ни в областном правительстве. Поэтому его отчет уже не является значимым политическим инструментом. Сейчас это дежурный ритуал, исполняя который, можно расслабиться и пообещать решить злободневные проблемы когда-нибудь потом.

Тем более что теперь мэр избавлен от неожиданных вопросов «с мест». Вопросы задают теперь не «живые» парламентарии, а подразделения администрации и партийные фракции – причем заранее, в письменном виде. Это фактически исключает возможность какой-либо критики (если бы она вдруг появилась) со стороны депутатского корпуса.

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

govoritNN

1
Комментарии: 0Публикации: 1193Регистрация: 04-09-2020