Ни площадей, ни «проводов»: зачем инвестор из Москвы зашел на самую сложную в Дзержинске территорию
В 2023 году московская группа компаний «Аурат» объявила о планах вложить 14 млрд рублей в строительство в Дзержинске завода реагентов для очистки воды на 200 тысяч тонн в год и удобрений – на 300 тысяч тонн в год. Областное правительство встретило инвестора, что называется, с хлебом-солью, для него разрабатывается проект первого в регионе промышленного КРТ (до этого комплексное развитие территории подразумевало только жилую застройку). Все бы ничего, но есть одно «но». Новое производство планируется на территории АО «Дзержинское оргстекло» («ДОС»). Там инвестора ждет куча инфраструктурных проблем, но самое главное — там нет свободной площадки в 40 гектаров, которая нужна «Аурату» для заявленных производств. Возникает вопрос: какую цель преследует инвестор?
Еще одни сборщики платы?
С 2015 года АО «Дзержинское оргстекло» – наследник легендарного советского завода — находится в состоянии банкротства. Площади его давно распроданы, сейчас они в собственности у множества относительно небольших фирм. Их более тридцати, и почти все они занимаются химическим производством – в том числе и по линии «оборонки».
Отдавать кому-либо свои территории они вряд ли собираются. Во всяком случае, пока. А свободных более-менее крупных участков на «ДОС» нет.
О каких-либо переговорах с упомянутыми фирмами по поводу продажи площадок нам ничего не известно. Известно лишь о странных событиях, которые произошли на «Дзержинском оргстекле» в начале августа.
Заявив об амбициозных планах, московский инвестор купил на территории старого советского завода десятки отдельных разрозненных участков под дорогами общей площадью около 20 га. Примечательно, что оформлены эти участки на три компании (!), входящие в ГК: ООО «Аурат-ВВ», АО «Аурат» и ООО «Веста».
Здесь стоит отметить, что речь идет только о земле. Непосредственно дорожные покрытия были выкуплены до «Аурата». Они в собственности других лиц, которые пытались брать с остальных фирм деньги за проезд по дорогам, но фирмы пошли в суд, и процессы по этим спорам идут до сих пор.
Инвестор из столицы, купив земли под дорогами, решил пойти тем же незамысловатым путем. 8 августа ООО «Аурат-ВВ», «дочка» ГК из Ярославля, устроило встречу с дзержинцами. В заводоуправлении «ДОС» выступали глава ГК «Аурат» Степан Гетманцев и его сын Виктор, управляющий ООО «Аурат-ВВ».
Москвичи предалагали дзержинским фирмам начать платить за проезд по дорогам. Дзержинцы объясняли, что четвертый год идут суды, где выясняется, надо ли им платить за эти самые дороги и если да, то сколько. Вот когда суд установит плату за проезд, тогда заводчане и начнут платить хозяевам дорог и участков под ними. А пока дзержинцы предложили лишь оплачивать стоимость земельного налога.
Инвесторов, планирующих открыть в перспективе масштабное производство, это не устроило. Они свернули встречу, сказав, что будут наводить порядок в этом «колхозе и бардаке» и решать вопросы с каждым в отдельности.
Дзержинцы пытались напоследок узнать, что, где, когда и как «Аурат» собирается строить на «ДОС». Гетманцевы сначала сказали, что пока еще не знают, где конкретно будут строить завод, но потом заявили, что знают, но не скажут об этом.
Транспортная «блокада»
Утром 13 августа на пути сразу к трем предприятиям на «ДОС» — «АкриДис», «Мегатакт» и «Корунд Системы» — кто-то перекопал землю. На одном участке неизвестные вырыли котлован, на другом сделали высокую насыпь, что фактически парализовало работу предприятий в привычном режиме. Грузовики с сырьем и готовой продукцией поехали в объезд по грутовым дорогам с ямами и овгарами, рискуя застрять и перевернуться, что, учитывая номенклатуру груза, грозит серьезными ЧП.
Руководители компаний безуспешно пытались выйти на владельцев инфраструктуры, поэтому обратились в правоохранительные органы, проинформировали о случившимся органы власти и экстренные службы.
Если бы земляные работы были кем-то санкционированы, то производственники заранее получили бы официальные уведомления с указанием сроков начала и окончания работ, со схемой объезда перекопанных участков. Ничего подобного не было.
В «АкриДисе» выяснили, что собственником участка с нарушенным покрытием на подъезде к их предприятию является АО «Аурат».
Примечательно, что именно руководители «АкриДиса» и «Мегатакта» на встрече 8 августа были самыми активными участниками дискуссии, больше всех задавали вопросы о планах «Аурата» и по дорогам, и по освоению площадей «ДОС» в целом. Совпадение?
Ревизия, потом реквизиция?
Буквально неделю назад производственники на «ДОС» просигнализировали нам о новых раскопках, к другим заводам. Кроме того, стало известно о том, что на «ДОС» с крупной массовой проверкой зашёл Росприроднадзор.
В общем, теперь фирмы, базирующиеся на территории «Дзержинского оргстекла», выведены из зоны комфорта. Они всерьез опасаются лишиться своих земель и бизнеса в целом.
Стоит отметить, что на «ДОС» есть участки, находящиеся в частной собственности, но пока не занятые каким-то объектами. Теоретически инвестор – в отсутствии свободных 40 га — может претендовать на них. Причем, может так получиться, что и торговаться за них не придется.
На встрече 8 августа инвесторы потребовали от собравшихся предоставить им все имеющиеся документы по собственным площадям и расположенным на ним объектам. Необходимость этого объяснялось тем, что надо точно определить участки под дорогами. Но цели тут могут быть несколько иные.
Дело в том, что недавно Президент РФ подписал закон, по которому с 1 марта 2025 года можно будет изымать неиспользуемые земельные участки в населенных пунктах, а «ДОС» по генплану — земли поселений.
До весны москвичи вполне могут успеть с ревизией территории «ДОС», после чего им ничто не мешает направить в органы власти документы о неосвоенных площадях. А вот собственники на «ДОС» могут не успеть привести в порядок свои владения — и тогда органы власти по закону могут их изъять, чтобы передать под комплексное развитие промышленной территории. Тогда-то у «Аурата» и могут появиться необходимые 40 гектаров на новый завод реагентов.
Почему «ДОС»?
Но если даже забыть на время о том, что на «Дзержинском оргстекле» нет свободных участков, территория легендарного советского химзавода все равно является самой сложной в городе химиков (а может даже и в регионе) для реализации проектов.
Помимо того, что земли «ДОС», где с 1939 года чего только не выпускали, сильно загрязнены, там ещё и с инфраструктурой большие проблемы. А ведь выяснение того, насколько площадка обеспечена инфраструктурой, — первое, с чего должен начинать инвестор. Тем более если планируется производство I класса опасности, при котором, например, не обойтись без ж/д перевозок.
На территории «Дзержинского оргстекла» есть старые железнодорожные ветки. Но реанимировать их фактически невозможно: проще строить новые, а это сотни миллионов вложений и до шести лет строительства. Плюс надо покупать дорогой подвижной состав: один тепловоз сегодня стоит 120 млн рублей.
Сейчас на «ДОС» всего лишь одна специализированная компания, оказывающая услуги по ж/д перевозкам производителям химии — ООО «Химэкспо». Справится ли она с заявленными мощностями – непонятно. Гендиректор компании Вадим Воронков сообщил нашему корреспонденту, что представители «Аурата» не обращались к нему по поводу сотрудничества, возможностей доставки и отгрузки сырья и товарной продукции железнодорожным транспортом.
Что с остальной инфраструктурой
Планируемый комплекс коагулянтов может также столкнуться с проблемой нехватки или вообще отсутствия воды. Централизованный водопровод на заводе давно разрушен. Производства на «ДОС» получают воду из речного водозабора промпарка «Ока-полимер». И этой воды им катастрофически не хватает.
В таком же дефиците на «ДОС» и природный газ. На увеличение лимитов по линии «Газпрома» для отдельно взятой промышленной территории могут понадобиться годы, если не десятилетия. Как дзержинскому поселку Пыра, две тысячи жителей которого дождались этого чуда осенью 2023 года.
С необходимой для мощного производства электроэнергией также могут возникнуть проблемы. Насколько нам известно, существует всего лишь один вариант запитки с восточной части «ДОС» от 1-й подстанции Россетей, которая снабжает крупнейший в стране акрилатный комплекс. Согласовывать прокладку сетей придется со многими собственниками на «ДОС», которые ранее многим отказывали вести раскопки по своим участкам.
А будет ли завод?
В общем, учитывая все эти обстоятельства, вполне резонно задать вопрос: а будет ли завод? Или это очередной прожект, затеянный совершенно с иными целями?
Напомним, строительство океанариума на Бору тоже было в свое время громко анонсировано, а обернулось оно тем, что инвестор получил из бюджета Нижегородской области втрое больше, чем вкладывал.
Что касается «Аурата», то у него есть опыт получения бюджетных средств: правительство Москвы выделяло компенсацию на перенос производства, который так и не состоялся. Потом дело «заглохло» в судах.
В случае с Нижегородской областью ставки более чем высоки: проект масштабный, живой интерес к нему (благо что инвестиции заявлены миллиардные) проявил губернатор Глеб Никитин, к тому же все это преподносится как первое в регионе промышленное КРТ. Если данная история обернется «пшиком», ее вряд ли получится безболезненно «замять». Поэтому чиновникам областного правительства стоит тщательно «прозондировать почву» на предмет реальных возможностей – и только потом уже подписывать с инвестором какие-либо соглашения.
Вадим ЩУРЕНКОВ
Фото и видео автора
Читайте также
Ничего не найдено