Невидимая сеть: чиновники продолжили знакомить нижегородцев с новой транспортной схемой, не показывая ее
После того, как первый вариант новой маршрутной сети Нижнего Новгорода вызвал шквал критики и фактически потерпел фиаско, чиновники и разработчики выбрали иную тактику. Они больше не выкладывают на общее обозрение плоды своей кропотливой работы и не спешат обсудить обновляемые транспортные схемы с жителями в рамках полноценных слушаний. Вместо этого в информационное пространство периодически «вбрасывается» довольно скупая информация о том, какие маршруты планируется ликвидировать, а какие – сохранить. «Интерактивное» мероприятие, которое состоялось в холдинге «Нижегородский областной информационный центр», в целом соответствовало этому тренду. Схему маршрутной сети так и не показали, «вживую» или даже онлайн жители с создателями новой схемы пообщаться не смогли. Глава регионального Центра развития транспортных систем Артем Бафанов и замглавы АО «Институт Стройпроект» (организация-разработчик) Виктория Калинина ответили лишь на те вопросы, оставленные в комментариях, на которые у них есть проработанные ответы. Однако мероприятие подразумевало очное присутствие журналистов, и корреспондент ИА «Говорит Нижний» воспользовался этой возможностью.
Зачем понадобилась маршрутная сеть?
Как рассказал Артем Бафанов, запрос на перемены в транспортной схеме назрел уже давно у самих жителей. Регулярные жалобы пассажиров на несоблюдение графика, перегрузку автобусов в часы пик, устаревший подвижной состав заставили власти провести анализ маршрутной сети сначала своими силами, а затем обратиться в специализированную проектную организацию. Конкурс на разработку комплексной транспортной схемы (КТС) нижегородской агломерации, куда входят Нижний Новгород, Арзамас, Бор, Балахна, Дзержинск, Кстово, Богородск, Городец и Заволжье, выиграло АО «Институт Стройпроект».
«Институт Стройпроект» — не нижегородская компания…
«Да, мы из Санкт-Петербурга. Но имеем большой опыт работы почти со всеми регионами страны», — говорит замдиректора организации Виктория Калинина.
По словам Калининой, работа над изучением потребностей нижегородских пассажиров включала и опросы местных жителей, и встречи с экспертами в области перевозок, и собственные замеры скорости и пассажиропотока в разные промежутки времени. Собранные данные подвергались независимому анализу с помощью программного обеспечения.
И хотя наука маршрутного моделирования существенно продвинулась (как утверждает глава регионального Центра развития транспортных систем Артем Бафанов), это не гарантировало идеальной транспортной схемы. Предложенная разработчиками КТС сразу же подверглась критике. Нижегородцы направили более тысячи замечаний, треть из которых были учтены впоследствии. Сайт Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), на котором в декабре 2021 года была выложена новая маршрутная сеть, сейчас уже недоступен. Доработки стали вбрасывать в информационное пространство порционно. Так мы узнали, что автобус А-95 с кольцом в поселке Дубравный не будут отменять, но исключат троллейбус №8, что маршрут А-30 будет продлен до микрорайона Бурнаковский, балахнинский маршрут №2 продлят до микрорайона «ЦКК». По сохранению А-95 корреспонденты ИА «Говорит Нижний» сделали отдельный опрос и узнали, почему жители отстояли этот маршрут.
Высокий уровень дублирования маршрутов
Дублирование маршрутов называется чуть ли не главной проблемой нынешней маршрутной сети Нижнего Новгорода. Артем Бафанов уверен, что 20 маршрутов, проходящих по проспекту Ленина и 19 – по проспекту Гагарина – слишком много. Его поддержала и представитель проектной организации.
«Для тех, кто едет из точки А в точку Б – это хорошо, что маршрут длинный. Но очень сложно спрогнозировать, обеспечить его равномерное движение на всем участке. Если на пути следования много проблемных перекрестков, то дальше идет сбивка по всему маршруту, расписание не соблюдается, — говорит Виктория Калинина. — На некоторых участках, где маршруты дублируют друг друга, подвижной состав используют впустую, неэффективно. Это лишние траты и невозможность пустить дополнительный маршрут туда, где высокая загрузка».
Стоит отметить, что протяженные маршруты действительно вызывают споры среди жителей. Есть мнение, что это благо для большого города, которое экономит время людей на пересадках.
Новая транспортная схема не обнародована
Вопрос, как можно обсуждать то, чего никто не видел (ни номеров отмененных маршрутов, ни новых, ни схем сокращенных или измененных маршрутов общественного транспорта), спикеры обошли рассказом о том, что, к большой надежде Центра развития транспортных систем, в конце апреля будет выложена в интернет некая интерактивная карта новой маршрутной сети. Задав определенный маршрут из точки А в точку Б, она предложит, каким транспортом лучше воспользоваться, где при необходимости сделать пересадку, укажет, где ближайшая остановка.
Параллельно будет работать горячая телефонная линия, по которой оператор сможет помочь в составлении маршрута, а также принять замечания граждан.
К слову, колл-центр уже начал работу по замечаниям нижегородцев относительно развития транспортной системы. Для вопросов и предложений можно звонить по телефону: +7-958-548-04-80. Звонки принимаются по будням в рабочие часы.
Как изменится транспортная схема?
По словам Артема Бафанова, уже летом (без конкретных дат) должны начаться реальные шаги по внедрению комплексной транспортной схемы. Вот что перечислил спикер:
— Введение новых маршрутов с учетом мнения жителей (действующие сейчас маршруты частично будут ликвидированы – прим ред.).
— Расширение сети остановочных пунктов. За счет введения новых маршрутов и обеспечения транспортом молодых микрорайонов заявлено создание более 20 остановок.
— Сокращение интервалов общественного транспорта в пиковый период до 5-20 минут.
— Работа маршрутов с большей регулярностью и скоростью движения.
— Создание приоритетных условий для движения общественного транспорта. В этом году за счет переразметки и строительства планируется дополнительно сделать 2 выделенные полосы – на проспекте Ленина и на подъезде к проспекту Гагарина.
— Обновление подвижного состава, повышение комфортности.
По части соблюдения графика движения общественного транспорта большие надежды возлагаются на брутто-контракты. Это соглашение, которое заключается между перевозчиком и организатором перевозок (Центр развития транспортных систем Нижегородской области) на конкурсной основе. В 2021 году порядок отработали на семи муниципальных маршрутах Нижнего Новгорода (А-5, А-23А, А-25, А-27, А-33, А-53А, А-53Б). Был подписан контракт на сумму 42,7 млн рублей.
«Принцип работы брутто-контрактов – это оплата перевозчику за выполненное расписание, за количество рейсов по итогам определенного времени, а не по итогам количества перевезенных пассажиров. То есть перевозчик будет заинтересован в том, чтобы четко выдерживать расписание и интервальность, для того чтобы получить планируемый объем средств и планировать свою финансово-хозяйственную деятельность, — объясняет Артем Бафанов. — А билетная выручка поступает в региональный бюджет. Данная система в ряде субъектов реализована и зарекомендовала себя с лучшей стороны.
В любом случае, когда мы реализуем и заключим контракты по новой маршрутной сети, каждый житель сможет направить обращения и пожелания, и мы продолжим над ней работать. Ведь маршрутная сеть – живой организм. И небольшие изменения могут производиться в рамках заключенных контрактов. ФЗ-44 «О закупках» это позволяет».
— Вот вы про комфортность говорите, но летом люди в автобусах задыхаются без кондиционеров, а зимой так холодно, что окна промерзают…
— В брутто-контракт можно вносить дополнительные требования к подвижному составу. И те кондиционеры, о которых вы говорите, мы планируем включать в контракт, в первую очередь, на магистральных маршрутах, которые имеют большую провозную способность. И там максимально комфортные и безопасные условия должны быть, — ответил Бафанов.
Вопросы от нижегородцев
Вопросы нижегородцев озвучивал координатор пресс-конференции.
— Один из наиболее частых вопросов, поступивших в редакцию после объявленной конференции, касается резкого сокращения количества автобусов в вечернее время. Читаю: Ольга Алимова — автобус А-1 после 22:00 не ходит, а как добираться людям с работы, которые только заканчивают в это время? Татьяна Тихонова – никакого транспорта нет уже после 20:00. В 19:00 стоишь на Минина и табло показывает, что следующий автобус до Сормова через 3 часа 15 минут.
Артем Бафанов (АБ): Проблема существует. Связана она с дефицитом кадров. Не только у «Нижегородпассажиравтотранса», но и у частных перевозчиков. С этой целью мы разработали проект программы обучения водителей категории «D» за счет средств региона или за счет предприятий перевозчиков. Кроме того, рассматриваем вариант создания общежития для иногородних граждан. Ну и брутто-контракты – это и кнут, и пряник для перевозчика. Когда он заинтересован в получении всего объема средств, он будет заинтересован в выполнении соответствующего графика, а, значит, привлечении специалистов. Более того, принцип определения стоимости работы по брутто-контрактам не только включает в себя прямые затраты, которые есть у перевозчика, но и прибыль, которую он может распределять и на повышение заработной платы водителей.
— Серия вопросов по маршруту Т-24. Что будет с ним?
АБ: Изначально предлагалось его отменить.Но мы провели встречу с главой Сормовского района, руководитель местной администрации в свою очередь пообщалась с активными жителями, затем мы провели выездное совещание, проехались по маршруту и приняли решение изменить трассировку. У автобуса изменится индекс с Т на А. Он будет следовать по маршруту «ЗКПД-4 – ул. Долгополова». Еще одно изменение – он будет проходить не по проспекту Кораблестроителей, а по улице Зайцева, так как там большой спрос на транспорт из-за реабилитационного центра.
— Просят увеличить количество автобусов на маршруте А-48 и продлить его работу до 23:00. После 20:00 ходят раз в час. Утром – битком, альтернативы нет.
Виктория Калинина (ВК): Могу сказать, что по этому маршруту мы рекомендовали сделать интервал движения 5 минут в пиковый период и 10 минут в межпиковый. Выпустить на линию 20 автобусов. Последний выход в рейс сделать в 23:23.
Также были вопросы по отмене маршрута Т-37 «Станция Петряевка-Площадь Горького», просьбы перенести часть маршрутов с улицы Дьяконова на улицу Львовскую и другие. В целом, спикеры оказались готовы к этим вопросам, потому что они уже поступали в областное министерство транспорта и автомобильных дорог, а, значит, были проработаны заказчиком и исполнителем проекта маршрутной сети. Подобным образом в прошлом ноябре прошли публичные слушания по проекту бюджета Нижегородской области на 2022 год, когда жители напрямую так и не смогли задать вопросы.
Журналисты в свою очередь спросили о страхе горожан перед грядущими пересадками. Ведь если маршруты будут короткие, то количество пересадок возрастет, а, следовательно, увеличится время в пути. Глава Центра развития транспортных систем Нижегородской области Артем Бафанов постарался успокоить, сказав, что пересадочные маршруты будут синхронизированы. По мнению спикера, это также подтолкнет жителей пользоваться транспортными абонементами. Тем более что с вводом новой транспортной схемы весь общественный транспорт агломерации планируется перевести на регулируемые тарифы.
Как будет соблюдать расписание общественный транспорт, следующий через железнодорожный переезд на Петряевке в Автозаводском районе, Бафанов четко ответить не смог, сказав, что по этому району еще предстоит провести отдельное совещание, где и разберут, есть ли альтернативы этому маршруту. Компания-разработчик рекомендовала в данном случае региональным властям строительство многоуровневой развязки. Но спикер об этом умолчал, видимо, решив, не напоминать лишний раз, что путепровод построят лишь в составе высокоскоростной магистрали Москва-Нижний Новгород.
Замглавы АО «Институт Стройпроект» Виктория Калинина в беседе с корреспондентом ИА «Говорит Нижний» рассказала, что при работе над КТС разработчиков не ограничивали количеством подвижного состава, которым располагает нижегородская агломерация на данный момент. Но и цифры, которые потребуются для обеспечения новой маршрутной сети, из осторожности озвучивать не стала, дав понять, что новая техника потребуется. Будет ли ее приобретать муниципальный перевозчик или затраты лягут на частных предпринимателей, покажет время.
Анастасия Цветкова
Фото: ИА «Говорит Нижний».
Читайте также
Ничего не найдено