Не обучаемых нет! Как в автозаводском доме для детей «Надежда» работает уникальная система образования и адаптации

03.03.2023 13:46

В феврале представители министерства соцполитики региона и специальных коррекционных общеобразовательных школ посетили ГБУ ССОН «Автозаводский дом для детей «Надежда»». Воспитанники «Надежды» — очень непростые ребята с ограниченными возможностями (в основном с ментальными нарушениями, которые не проходят со временем). Делегация знакомилась с тем, как организованы процессы их образования и адаптации к социуму. Гости прошлись с экскурсией по различным помещениям интерната – и с удивлением обнаружили, что здесь существует выстроенная годами система, которая включает все необходимые процессы – вплоть до трудоустройства.  

Строительство продолжается

Жители Автозаводского района вспоминают, что в девяностые годы на  этот интернат нельзя было смотреть без слез: нуждающееся в ремонте здание , в котором кое-как выживали дети, и без того обеленные жизнью… Примерно в таком состоянии и принял тридцать лет назад это хозяйство сегодняшний директор Михаил Жинько. Принял и сказал: «Так не пойдет». Закипело строительство, закипели ремонтные работы.

Сейчас на территории учреждения – современные здания, которыми хочется любоваться, новые коммуникации, обеспечивающие безаварийную подачу электричества, воды и тепла, недавно была построена церковь. Но на этом точка не поставлена.

 — Вот здесь осторожнее ходите, — говорит гостям Михаил Иванович. – Это крыло мы переделыаем под малярные мастерские, в которых будут заниматься наши ребятишки. А рядом скоро начнется строительство жилого дома, в котором часть квартир будет предоставлена нашим воспитанникам. Проект уже готов. Мы бы его давно построили – пандемия помешала…

Но самое главное – это «начинка», то, что обустроено внутри этих зданий. Комнаты с кроватями, где проживают дети, — светлые и уютные.  Классы оборудованы современными электронными средствами обучения: в каждом проекторы, большие экраны, интерактивные доски – это не говоря уже о красочных вспомогательных материалах… Если малярная мастерская только «строится», то швейная и столярная мастерские, где дети обучаются доступным им профессиям, — работают вовсю, и все оборудование здесь тоже «с иголочки». Кстати, одежда, которую шьют в мастерской воспитанники (не без помощи педагогов, но тем не менее), — это полноценный товар, который не то что не стыдно показывать, его хочется купить!

Спортивный зал поражает как размерами, так и дизайном. Здесь не то что уроки физкультуры – здесь спартакиады проводить можно!  

 — Мы давно уже проводим в этом зале соревнования по разным видам спорта, — Михаил Иванович как будто читает наши мысли, — каждый год сюда приезжают воспитанники из других учреждений системы социального обслуживания, всегда радушно всех принимаем, готовимся к этим встречам, тренируемся. И детей из коррекционных школ тоже ждем для совместных мероприятий.

«У меня эти дети будут учиться» 

Долгое время дети, поступающие в «Надежду», признавались комиссиями не обучаемыми. Это было своего рода клеймо, не дающее маленькому человеку никаких надежд: ты – не обучаем, ты обречен на «растительное» существование в стенах сначала детского, а потом взрослого социального учреждения. Михаил Жинько, став директором интерната, сказал: «У меня эти дети будут учиться!».

Сколько нервов потратил Михаил Иванович, сколько усилий он приложил, чтобы сломать существовавшие тогда стереотипы, — одному Богу известно. Но он добился того, чтобы в «Надежде» появились классы, появился «золотой» коллектив педагогов, начался образовательный процесс. 

Часто представители образовательных учреждений говорят: «у нас индивидуальный подход», а когда начинаешь разбираться, понимаешь, что это пустые слова, порой никакого подхода к детям и вовсе нет. В данном же случае индивидуальный подход – не пустословие. Руководство интерната знает каждого воспитанника (а их более 150) – как его зовут, какие у него проблемы, какие у него неудачи и достижения. Здесь у каждого ученика – своя программа обучения, свои специальные пособия, подобранные не по возрастному шаблону, а исходя из индивидуальных особенностей и возможностей. Что-то изготавливается прямо в «Надежде» (недаром Михаил Жинько добился того, чтобы здесь была своя типография), что-то заказывается «на стороне».

 — Взгляните на пропись вот этой девочки, — говорит не без гордости педагог одного из классов. – Она пишет буквы на уровне своих сверстников из обычных учреждений образования, сейчас, кстати, решается вопрос о ее переводе в коррекционную школу. Так у нас могут далеко не все. Вот эти ребятки только начинают палочки осваивать, а вот этих мы учим ручку держать. Им всем по восемь лет.

Поражает также атмосфера, которая царит в «Надежде». Здесь совершенно нет ощущения, что ты попал в какой-то «дом скорби». В каждом классе, в каждой жилой комнате с тобой здороваются приветливые, веселые дети, которые спешат рассказать тебе о том, что нового они сегодня узнали, поделиться своими планами. Это, конечно, огромная заслуга педагогов, которые хотят и умеют работать с «особенными» детьми.  

…Только в 2016 году законодательство РФ претерпело изменения в части отношения к таким детям, их перестали признавать «не обучаемыми».  Директоры других интернатов схватились за головы… А у Михаила Жинько уже была к тому времени уникальная, выстроенная годами система образования. 

О «выходах на орбиту»

Подготовка воспитанника интерната к безболезненному слиянию с обычным социумом – это задача, сравнимая с подготовкой космонавта к выводу на орбиту. Коллектив «Надежды» прилагает все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы это происходило как можно чаще. Недаром дети обучаются здесь ремеслу в мастерских, для них устраиваются соревнования, экскурсии и походы. К сожалению, не всех ребят удается адаптировать, «вытянуть». Но однажды воспитанников, способных войти в «большой мир», набралось столько, что они заполнили целое общежитие семейного типа, оборудованное специально для этих целей, и до сих пор там живут. Сейчас вопрос с жильем для тех, кто готов к полноценным контактам с обществом, решается выделением квартир, а в планах, как мы уже упомянули выше, — строительство жилого дома.

Одну такую квартиру мы посетили – нас с удовольствием встретили хозяева (в каждой комнате по одному выпускнику), рассказали о том, где работают и как ведут совместное хозяйство. Во всех комнатах – чисто и опрятно, видно, что хозяева убираются.

Но никого из своих «выпускников» интернат не оставляет: сотрудники учреждения их регулярно навещают, проверяют, все ли в порядке, оказывают необходимую помощь.

Каждому воспитаннику «Надежда» помогает с трудоустройством. Работу «на стороне» найти таким людям, мягко говоря, непросто, поэтому интернат обеспечивает всех работой: уборка территории, пошив одежды… Воспитанники официально здесь трудоустроены и получают зарплату на карточки. Но есть случаи, когда выпускники учреждения находят работу и в «большом мире». И если бы не система образования и адаптации, выстроенная Михаилом Жинько, это было бы просто нереально.

В итоге гости «Надежды» выразили большие сомнения в том, что ее воспитанников стоит возить учиться в специальные коррекционные школы, где не будет такого индивидуального подхода к каждому ребенку. Тем более что такие выезды будут связаны с риском для здоровья некоторых учеников. Именно в «Надежде» созданы оптимальные условия  для образования, воспитания и адаптации этих особенных ребятишек.     

Фото: ИА «Говорит Нижний»

Автор публикации

Публикации: 8777

Читайте также

Уважаемые читатели!
Оставить свой комментарий, поделиться новостью и сообщить об ошибке Вы можете на нашей странице ВКонтакте и в telegram-канале "Говорит Нижний".