"Менять на электробусы необходимо автобусы, а не троллейбусы"
Спустя две недели после того, как губернатор Нижегородской области анонсировал массовую замену троллейбусов электробусами, инициативная группа жителей Нижнего Новгорода обратилась к главе Следственного комитета. В своем обращении нижегородцы называют планы чиновников по частичной ликвидации троллейбусного движения “преступными” и требуют от правоохранительных органов разобраться в ситуации. ИА “Говорит Нижний” поговорил с одним из авторов обращения, водителем троллейбуса с 20-летним стажем Петром Сафоновым.
“Троллейбусы с автономным ходом были бы спасительной палочкой”
– Пётр, расскажите о себе. Почему решили стать одним из авторов обращения?
– Я живу в Нижнем Новгороде, работаю водителем троллейбуса с 2003 года. Это была моя мечта с детства. Закончил автотранспортный техникум, получил высшее географическое образование.
Я много путешествовал, и тема транспорта для меня всегда была одной из ведущих. В некоторых других городах тоже пытаются избавиться от троллейбусов. Я и до этого много писал обращений и в отделения партии, и губернаторам, и мэрам, и в администрацию президента, и в правительство. В следственный комитет уже не раз писал. В коллективных обращениях раньше не участвовал, так как меня никто не приглашал. Писал только от себя.
– Что вы думаете об озвученных губернатором планах?
– Я согласен с предложением, но с одним условием. Менять на электробусы нужно не троллейбусы, а автобусы.
Троллейбусы нужно поддерживать, потому что у них очень низкая стоимость обслуживания и при этом очень высокая энергоэффективность. Те, которые с автономным ходом, вообще бы были спасительной палочкой. Сначала об этом и говорилось, но ситуация вдруг изменилась. Сначала губернатор говорил одно, а потом вдруг раз и пишет в социальные сети: “Я решил”. Что значит решил? А мнение жителей города – тех, кто за него голосует, – ему не интересно?
“Зачем разрушать то, что накоплено десятилетиями?”
– Что вы думаете об электробусе? Может быть, у него действительно есть преимущества перед троллейбусами?
– Плюсы у него есть, но пока он очень дорог в обслуживании. Там нужно каждые три года менять батареи. Они огромные и, как говорят, очень дорогие. Да и их ведь нужно ещё как-то утилизировать. Этот механизм пока не налажен. И главное – наш региональный бюджет не такой, как у Москвы. Там в любой момент могут купить ещё сотню электробусов, там денег немерено. Нам бы было выгодно обслуживать и поддерживать то, что есть. Зачем разрушать то, что накоплено десятилетиями?
– Расскажите, кто вместе с вами является авторами обращения?
– В основном мы – просто активные граждане, любители транспорта. Кто-то, например, его фотографирует. Я и работник, и любитель.
– Какими преимуществами перед другими видами общественного транспорта обладает троллейбус?
– Невысокая стоимость. При этом высокие эксплуатационные показатели, в том числе скорость. Пассажиров он перевозит столько же, сколько и автобус, но электродвигатель требует гораздо меньших вложений в ремонт и обслуживание.
На новых машинах устанавливаются новые электронные системы управления, а электроника намного надежнее и энергоэффективнее, чем у старых троллейбусов. Кроме того в новых машинах используется рекуперация – возвращение электричества в контактную сеть. То есть они ещё и электричество экономят. Но у нас таких троллейбусов, к сожалению, очень мало.
Мы не раз слышали обещания, что будут куплены новые троллейбусы, но каждый год закупают только одни автобусы. Я много обращений по этому поводу писал. Мы, работники троллейбусных парков, тоже люди. Мы же так же, как и водители автобусов, возим пассажиров. Проделываем такую же работу, так же устаем. Мы имеем право работать на новых машинах.
– А привозят только московские старые…
– Да, два года назад привезли, ещё при мэре Панове помогли, выпуск прикрыли. Но им же всем по 11-15 лет. Их нужно уже списывать по пробегу, или, как минимум, провести капитальный ремонт. Но у нас денег нет, и, как обычно поступают: покрасили, подшаманили, гайки подтянули и вперёд.
“Города, где сохранилось троллейбусное движение, выглядят более цивилизованными”
– Вы работаете водителем троллейбуса уже 20 лет. Покупались ли за это время новые троллейбусы?
– Да, в 2006 году, при Булавинове, приобрели 40 машин. Всех их отдали в первое депо. И до сих пор там это основной костяк. Только два года назад их начали понемногу списывать. Они бы ещё походили, но по законодательству какое-то количество машин нужно периодически списывать.
– Что с вашей точки зрения властям нужно делать с троллейбусным парком?
– Нужно поддерживать подвижной состав в надлежащем состоянии. Регулярно покупать новые троллейбусы, как это делают в Санкт-Петербурге, например. Мурманск – город в два раза меньше нашего, а троллейбусы там в идеальном состоянии и составляют основу городского транспорта. Там регулярно покупают новые машины.
С того времени как пришел Никитин, приобрели всего два троллейбуса с автономным ходом. Один сейчас во втором депо, второй – в третьем. Его испытания показали свою эффективность, заряд очень долго держится.
– Губернатор говорит, что троллейбусы требуют больших вложений в инфраструктуру. Как вы считаете, это действительно так?
– Нет, это не так. Нужно только проводить регулярные профилактические мероприятия и делать текущий ремонт.
На моей памяти маршруты где-то в городе укорачивали, где-то полностью убирали, потом возвращали. Но глобально ничего не меняется. Например, провода в нашем первом троллейбусном депо висят уже лет 30. Их ни разу не меняли на новые. Могут кусками менять, но даже эти куски достают из каких-то закромов.
В прошлом году нижегородскому троллейбусу исполнилось 75 лет. В городе даже никак не отметили это. Я считаю, что если Нижний Новгород избавится от троллейбусов, то он потеряет в привлекательности для туристов. Города, где сохранилось троллейбусное движение выглядят более цивилизованными. Города, где троллейбусное движение закрыли – это Астрахань, Архангельск, Тюмень, Курган, – лучше от этого никому не стало. Только “маршрутчикам”.
Беседовал Михаил Ш.
Фото: личная страница Петра Сафонова в «ВК», пресс-служба администрации Нижнего Новгорода.