Гештальты-800: что не сделали в Нижнем Новгороде к юбилейной дате

20.08.2021 11:00

Показывая Сергею Кириенко обновляемую к 800-летию Покровку, Глеб Никитин заметил, что власти наконец-то «закрыли гештальт» относительно пешеходной доступности улицы. «Закрыть гештальт» – выражение из области психотерапии. Это значит (если упрощенно) удовлетворить давнюю потребность и избавиться от связанных с ней ассоциаций. То есть хотели-хотели местные власти убрать с Покровки все авто и замостить ее как надо, обещали-обещали – и наконец свершилось! И в самом деле, юбилей города, на который федерация выделила более 20 миллиардов,  – отличный (и в общем-то единственный) шанс удовлетворить наиболее острые хозяйственные потребности, залечить городские язвы… Давайте прикинем, все ли такие «гештальты» удалось «закрыть» команде Никитина.

Ветхий фонд

Самая, пожалуй, острая городская проблема – это аварийный фонд. А также ветхий: он вот-вот перейдет в «аварийную» категорию. Местами город выглядит современным, ответственные за его развитие лица говорят о цифровизации и стараются придать улицам столичный лоск, а часть его обитателей живет в допотопных бараках — с «удобствами на улице», с торчащей проводкой и так далее. Как-то не очень соответствуют такие условия декларируемой «среде 800″…

Фото: http://www.gordumannov.ru

По состоянию на 2019 год в Нижнем Новгороде было 2000 ветхих и аварийных домов – причем Дмитрий Горбунов из городского департамента строительства предупредил тогда об увеличении цифры: здания стареют и пополняют перечень. В прошлом году в этом перечне было уже более 2000 домов (один из них, кстати, — дом на краснодонцев, где произошел взрыв газа, — его, как и многие другие, не могут полноценно расселить до сих пор).

Прежние мэры и губернаторы пытались закрыть этот «гештальт» за счет застройщиков. Сначала их обязывали отдавать часть квартир в построенных домах муниципалитету под расселение. Потом возникла программа «волнового переселения», где тоже были задействованы инвесторы. Но в 2018 году «волна» застыла, чиновники по каким-то причинам работать с застройщиками перестали. Вернее, не то чтобы совсем перестали, участки под новое строительство предоставляются и сейчас, но преимущественно на «чистой» территории, где нет или почти нет обременений в виде ветхого фонда.

С тех пор проблема решается только путем покупки за бюджетный счет квартир для жителей аварийного фонда (ветхий же просто ждет перевода в аварийную категорию).  Но решается очень неспешно – и это объяснимо, потому что все теперь упирается в возможности городского бюджета.

В 2020 году, когда город уже готовился к юбилею, на эти цели было выделено 60 млн рублей, что позволило расселить 15 домов (видимо, речь идет о малоэтажной «народной стройке»). Но в том же 2020 году перечень ветхого и аварийного фонда пополнился 130 «постаревшими» домами.

В июне этого года на расселение выделены «рекордные» 340 млн . То есть избавить от «барачных» условий можно будет обитателей уже 70-80 домов. Но сколько жилых зданий окажется за это время в «черном списке»? Темпы «старения» домов, как ни крути, опережают темпы выделения бюджетных средств. Ситуация выглядит тупиковой.

Изменить ее можно было бы путем привлечения «юбилейных» федеральных средств, которые исчисляются уже не сотнями миллионов, а миллиардами. На худой конец чиновники могли подсуетиться и запустить новую программу, аналогичную «волновому переселению». Но ни того, ни другого так и не сделано.

Коммунальные сети

Еще одна острейшая проблема –  старые трубы, по которым в квартиры нижегородцев поступает вода (как холодная, так и горячая). Ежегодно их износ декларируется на уровне 70%, ежегодно для соответствующих муниципальных предприятий с миллиардной выручкой увеличиваются тарифы – но ситуация не меняется. У «Водоканала» и «Теплоэнерго» существуют  так называемые программы модернизации, но каждый год нижегородцы наблюдают у себя под окнами одно и то же – латание старых сетей в одних и тех же местах. Как следствие – множественные аварии и перебои с подачей жизненно важного ресурса.

Впрочем, если уж начистоту, этот ресурс давно перестал быть жизненно важным, потому что жители города не рискуют пить воду из-под крана, предпочитая покупать бутилированную. Яркий свежий пример – вопиющая авария на сетях в Автозаводском районе, в результате которой жители больше двух недель страдают от нестерпимого канализационного запаха воды.

Конечно, «подарить» дополнительные бюджетные миллиарды ресурсоснабжающим организациям, чтобы они занялись модернизацией сетей, было бы неправильно и даже преступно.

Но разве описанная выше ситуация не выглядит преступной? Необходимость глубокой санации муниципальных поставщиков горячей и холодной воды назрела давно. Их деятельность должна быть абсолютно прозрачной, понятной и контролируемой, поскольку речь идет о средствах, сбираемых с населения.

И это должно быть волевое политическое решение на уровне губернатора, которое уместно было бы принять перед 800-летием. Но оно не принято до сих пор. Вместо этого мы наблюдаем прямо противоположные тенденции – такие, как засекречивание сделок «Водоканала» и «Теплоэнерго»:  начиная с 2020 года эти организации перестали знакомить общественность со своими годовыми отчетами.

В результате свой юбилей, празднование которого организовано с небывалой помпезностью, город встречает с прогнившими трубами. И на днях они дали о себе знать, прорвавшись прямо на одной из праздничных площадок.

Фото: ВКонтакте

Может быть, губернатору Никитину стоило изменить подход к деятельности муниципальных ОАО и организовать качественный ремонт сетей – и только потом уже наводить юбилейный лоск? Чтобы на самом деле быть, а не казаться?

Ливневка

Если уж говорить о гештальтах, пытаясь сообразить, что это такое, то наиболее удачный пример – это ливневая канализация. Вот вам простая потребность в своевременном исчезновении с улиц воды после дождя, а вот и устойчивая ассоциация – «водопады» в центре города в мае 2020 года, возникшие в результате прорыва старой системы.

Фото: https://relrus.ru

С тех пор коммунальщики стали чаще отчитываться о прочистке ливневой канализации, но одной прочисткой тут не отделаешься. Добрая половина города нуждается в модернизации старой ливневки, и на это нужны миллиарды, которых нет в муниципальном бюджете. В 2015 году, например, стоимость модернизации оценивалась в 9 млрд рублей. И именно перед 800-летием у властей был шанс решить эту проблему за счет федерального бюджета… Но на починку городской ливневой канализации в юбилейном 2021 году выделено всего 60 млн рублей.

Метро

К сожалению, свой 800-летний юбилей город встречает с множественными транспортными проблемами. Фактически ликвидировав конкуренцию между перевозчиками и убрав с рынка Каргина, на которого можно было во многом ориентироваться, областное министерство транспорта явно расслабилось в плане контроля за работой городских автобусов и маршруток. В результате с самого начала юбилейного года нижегородцы вынуждены были часами (без преувеличения) мерзнуть на остановках. В феврале-марте на работу пассажирского транспорта (а она априори не идеальна) накладывались снегопады. С ними пыталась справиться изношенная коммунальная техника: на закупку новой к 800-летию у города денег тоже не нашлось.

Но сейчас лето, снегопадов нет – а жалобы на перебои с работой маршруток и автобусов есть. Жаловаться стали даже на 71-й маршрут, который обслуживал Каргин.

Ключевые транспортные заторы в черте города никуда не делись, эта проблема тоже не решена. Строительство развязки на Циолковского было изначально приурочено к 800-летию, но уже в прошлом году стало понятно, что подрядчик (иногородняя фирма)  в сроки не уложится, и сдачу перенесли на 2022 год.

Фото: 2035.government-nnov.ru

Проблема постоянных пробок в Щербинках (особенно в районе улицы Ларина) также не решена. Несколько лет назад речь шла о строительстве там развязки, теперь эта тема даже не поднимается. Дублер проспекта Гагарина, который проектировался еще при Шанцеве, начали… проектировать снова.  Теперь его стоимость оценивается в 47,1 млрд рублей, и где местные чиновники возьмут эти средства после юбилея – не понятно.

Единственный участок, где именно к 800-летию удалось решить проблему заторов, — это Ольгино: нижегородский подрядчик фактически сделал здесь развязку, уже частично открытую. Работы продолжатся, но идут, насколько мы знаем, в соответствии с графиком. Правда, речь здесь скорее о связи с Новинками и южными районами области, а не о решении внутригородских транспортных проблем.

Во многом проблему заторов могло бы решить строительство новых станций метро. Об этом строительстве нижегородцы говорят с особым придыханием. Согласно нашим опросам, людям хотелось бы пользоваться «подземкой» и в Щербинках, и на Сенной, и в Верхних Печерах… Но в первую очередь – в Сормово, где по-прежнему нет нормальной  «связи с материком» из-за переездов.

Половины юбилейных средств (а это, напомним, более 20 млрд) хватило бы, чтобы построить две новые станции метрополитена – это был бы по-настоящему долгожданный подарок нижегородцам на 800-летие… Но деньги решено распределить на другие цели.

Таким образом, основные «язвы», имеющиеся у города, губернатору Никитину и его команде (в которую, безусловно, входит мэр Шалабаев) «вылечить» не удалось. Соответствующих политических и хозяйственных решений не принято до сих пор. Свое 800-летие Нижний Новгород встречает с разбухшим ветхим фондом, с изношенными коммунальными сетями – и без новых станций метро. Гештальты не закрыты, Глеб Сергеевич!

Фото: ИА «Говорит Нижний»

0

Автор публикации

не в сети 12 месяцев

Егор Верещагин

0
Комментарии: 0Публикации: 15Регистрация: 26-10-2020