"Дорожная инфраструктура должна быть поделена с учетом желающих передвигаться на электросамокатах и велосипедах"
Перепрофилировать часть автомобильной инфраструктуры под самокаты, электросамокаты, велосипеды предложил специалист по устойчивому развитию городов, доцент ННГАСУ Александр Иванов. Таким образом эксперт прореагировал на статистику ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). По мнению эксперта, вопрос не в том, кто виноват в происшествиях, а в том, как максимально обезопасить всех участников дорожного движения.
— Мы видим, что во многих странах уже давно для средств индивидуальной мобильности выделяются довольно значительные территории. В Германии это началось лет 20 назад, когда пешеходные тротуары были расширены и поделены на две зоны. В Дании еще раньше – в 60-ые годы. У всего этого процесса есть очень простая логика: каждый участник движения – пешеход, водитель автомобиля или водитель средства индивидуальной мобильности – имеет одинаковые права, они одинаковые налогоплательщики. Да, у автомобилистов есть дополнительные налоги, но вряд ли они своими платежами за транспортное средство покрывают содержание всей внутригородской инфраструктуры.
Если все дороги принадлежат только автомобилистам, то для города это тупиковый путь. Это видно по развитию американских городов. Чем больше там дорог, тем больше они оказываются в руках автомобилистов. Это убивает общественный транспорт. Он становится неконкурентоспособным. Идеальный пример – город Хьюстон. Жители очень любят свой трамвай. Но длина линии всего 38 километров. Для города площадью 1,5 тысячи квадратных километров (он в три раза больше Нижнего Новгорода) этого мало, получается, что на нем толком-то никуда и не доедешь. Как у нас на метро. Потому что город вширь растет, а население убывает.
Если большое количество людей хотели бы передвигаться на средствах индивидуальной мобильности, то пропорционально доле этих жителей и должна быть поделена вся дорожная инфраструктура. При этом надо понимать, что под СИМ надо понимать все, которые движутся со скоростью от 10 до 25 км/ч. Это означает, что велосипеды, роликовые коньки, скейтборды, электросамокаты попадают в одну категорию. И именно для них должны быть выделены дорожки, которые предназначены не для развлекухи, как об этом думают некоторые чиновники в России. Нет, в первую очередь велодорожки нужны тем, кто едет на учебу, работу или за покупками. Поэтому надо поделить по-честному. Поскольку, как я уже сказал, каждый житель города является налогоплательщиком. Право владельцев или сторонников развития индивидуальных средств мобильности должно быть защищено.
Ну и для города – это очень хорошее решение. Потому что для индивидуальных средств мобильности нужна гораздо меньшая площадь с более бюджетным покрытием. Когда вы делаете дорогу, по которой будут ездить транспортные средства с нагрузкой на ось до 10 тонн, типа автобусов на 96 пассажиров, ясно, что эта дорога дорого стоит. А дорожка для средств индивидуальной мобильности стоит гораздо дешевле.
Отказ от решения проблем со средствами индивидуальной мобильности ведет к тому, что самокаты, электросамокаты, велосипеды – они появляются на тротуарах. С точки зрения безопасности и комфорта пешеходов это совершенно неприемлемо. Эти потоки должны быть разделены.
Я езжу на велосипеде по дорогам, не по тротуарам. Но я понимаю, что велосипедист на дороге – это тоже опасно с точки зрения аварийности, травматизма, да и смертности. То есть в городе должны быть три вида систем транспортной коммуникации: дороги для автотранспорта, для средств индивидуальной мобильности и для пешеходов. Это всегда можно подкрепить финансовыми расчетами. Ну и правами людей на благоприятную среду. Та среда, где больше средств индивидуальной мобильности, более экологичная. Всемирная организация здравоохранения говорит, что 6,8 млн человек в год умирают из-за грязного воздуха. Даже с этой точки зрения переход на СИМ – это спасение человеческих жизней.
38% жителей в Копенгагене передвигаются на велосипедах, 50% — в Амстердаме. Сейчас в Альметьевске – город в Татарстане – уделяют очень большое внимание переходу на велосипеды и строительству велодорожек. Власти ставят задачу, по которой 10% поездок будет осуществляться на велосипедах и других средствах индивидуальной мобильности. Этот опыт можно передавать по России.
Просто это новая ситуация для нерадивых чиновников, которые не успевают реагировать на очевидные изменения. У нас, например, можно начать с улицы Ильинской, которую все равно хотят сделать однополосной. Освободившуюся полосу можно отдать под велосипеды и электросамокаты. Содержание этой дороги будет значительно дешевле, но в перспективе, конечно. На начальном этапе переустройство дорожной системы потребует вложений.
Фото: ИА «Говорит Нижний»
Читайте также
Ничего не найдено