
"Чкаловская лестница – не место для трассы"

С конца прошлой недели на Чкаловской лестнице идут строительно-монтажные работы. Там устанавливают трассу для айс-кросса – скоростного спуска на коньках. Один из этапов международных соревнований по этому виду спорта Нижний Новгород рассчитывает принять в середине марта. Но кроме того, что Чкаловская лестница – это более 500 ступеней на крутом склоне, по которым можно спуститься с Верхневолжской набережной к Волге и подняться обратно, это ещё и памятник архитектуры – объект культурного наследия (ОКН), который построили 75 лет назад. Высказаться об уместности размещения спортивной трассы на нижегородской “восьмёрке” мы попросили архитектора-реставратора Ирину Агафонову.
— Я считаю, что Чкаловская лестница – это совершенно не место для трассы. Это мемориальный объект и памятник архитектуры. У нас достаточно склонов, чтобы сделать то же самое, но в другом месте, – считает Ирина Агафонова. – Это неуместная и некрасивая затея. Вряд ли кому нужная.
– Власти говорят, что подобные события привлекают внимание к достопримечательностям, популяризируют их…
– Да, привлекают, но это внимание скорее потребителей, а не образованной культурной публики. Это, увы, не то внимание, которое следует привлекать к памятнику архитектуры.
Я думаю, всё это делается только ради пиара. Да и то, если там кто-нибудь разобьётся, то и пиар сомнительный получится.

— С вашей точки зрения, существует ли риск, что лестница пострадает?
— Установка этой конструкции повлияет на состояние лестницы, так как всё равно так или иначе нужно будет крепить трассу к существующим конструкциям.
Станет ли лестница лучше выглядеть от происходящего там сейчас? Точно нет. Хотя, если её потом заново придётся реставрировать, получается, что станет: сначала подпортят, а потом деньги уже выделят на восстановление.
Существует ещё морально-этический момент. Одно дело скоростной спуск, другое – мемориальный объект. Чкаловская лестница – фактически это не просто архитектура, это скульптурное произведение.

— В интернете нижегородцы отмечают, что Чкаловскую лестницу, которую начали строить в годы Великой отечественной войны в ознаменование победы в Сталинградской битве, решили использовать для скоростного спуска на коньках в год празднования 80-летия Победы.
— Да, хотя проект этой лестницы рисовался раньше войны, но строили её, как известно, пленные немцы, и возникла она, в конечном итоге, именно в честь Победы.

— Как мы помним, в 2019 году на вершине лестницы случился оползень, часть конструкции обрушилась. Потом лестницу вскрывали и к 800-летию города проводили масштабную реставрацию. Сейчас в многочисленных местах мы видим разрушение поверхностных штукатурных слоёв и трещины. Нормально ли такое состояние для этого объекта спустя всего несколько лет после реставрации?
— Я не вела архитектурный надзор, поэтому мне неизвестны подробности. Я не знаю, из-за чего это происходит. Может быть, использовалась некачественная штукатурка, а могут быть – какие-то подвижки самой конструкции. Это – вопрос больше к инженерам-проектировщикам и непосредственно исполнителям.
Ранее «ГН» рассказывал, что экспертное сообщество и просто нижегородцы высказались резко против использования Чкаловской лестницы для проведения международных соревнований по скоростному спуску на коньках.
Фото: Анна Давыдова.